Издана книга О.В. Шарова «Боспорское царство и варварский мир Центральной и Восточной Европы в позднеримскую эпоху (середина II – середина IV в. н.э.)». Текст представляет собой доработанную докторскую диссертацию. После смерти исследователя книгу подготовили к печати М.М. Казанский, А.В. Мастыкова, А.А. Масленников и А.М. Обломский.

Монография состоит из четырёх глав. Три посвящены погребениям боспорской знати, полихромному стилю, германским древностям, а четвёртая – представляет собой попытку реконструкции истории Боспорского царства в позднеантичную эпоху. Кроме того, у книги есть два дополнения-экскурса: «Хронология горизонта княжеских погребений фазы С2 в Центральной Европе и Скандинавии», а также «История исследований и хронология позднесарматских древностей».

По мнению О.В. Шарова, германцы появляются на Боспоре не в середине III в. н.э., как считалось ранее, а во второй половине II в. н.э. Готские войны 230–270-х гг. – это уже вторая волна миграции германцев. Третья фиксируется в первой половине IV в. «Германский след» проявляется в боспорских некрополях в виде отдельных находок (фибулы, пряжки, гребни, керамика, умбоны щитов), сам погребальный обряд не меняется. «Сарматский след» наиболее ярко виден в некрополе Пантикапея: это длинные мечи и оселки, части конской упряжи, всаднические погребения. При этом типичные для поздних сарматов погребальные конструкции в Пантикапее не используются. В Танаисе, напротив, они широко представлены.

В конце III в. н.э., как полагал О.В. Шаров, на Боспоре проявляется влияние сасанидского Ирана, который начинает рассматривать царство не как клиента и союзника Рима, а как потенциального союзника.

Изменения в материальной культуре Боспора второй половины IV в. н.э., как представлялось исследователю, не обязательно связаны с гуннами, а среди погребений IV–V вв. в боспорском некрополе были и готские.

Изделия в полихромном сердоликовом стиле появляются на Боспоре в самом начале III в. н.э. Первая группа датируется временем до первой половины IV в., эти предметы были изготовлены на Боспоре. Вторая группа существует от рубежа III–IV вв. до гуннской эпохи, они сделаны в провинциально-римских мастерских, возможно, в том числе и в Херсонесе.

С началом эпохи переселения народов стиль парадных изделий меняется, в том числе за счёт материала для инкрустаций – им становится гранат. Как считал О.В. Шаров, этот стиль имел изначально иранское или сасанидское происхождение.

Автор приходит к выводу, что именно Боспор, а не далёкий Рим, выступал главным проводником античной культуры в варварской среде Северного Причерноморья. Несмотря на внутриполитические сложности, это царство прекрасно выполняло роль посредника Рима с иранскими и германскими народами, сдерживало агрессию варваров, прикрывало собой римские провинции и Таврику. Все новые этнические компоненты постоянно и быстро ассимилировались, а чужеземцы превращались в боспорян. Царство и в позднеримское время сохраняет самобытность своей культуры.


Ознакомительный фрагмент книги можно загрузить в электронной библиотеке ИА РАН.


Выходные данные:

Боспорское царство и варварский мир Центральной и Восточной Европы в позднеримскую эпоху (середина II – середина IV в. н. э.) – М.: ИА РАН, 2022. – 304 с.