Сибирская Арктика была и остается малоизученным регионом, в том числе и в археологическом отношении. На рубеже 60–70-х гг. ХХ в. здесь открыт уникальный комплекс геоархеологических объектов – «кладбище мамонтов» и позднепалеолитическая стоянка Берелёх на одноименном левом притоке р. Индигирки, в её нижнем течении. На протяжении длительного времени этот объект оставался единственным свидетельством доголоценового расселения человека в высоких широтах.


Сибирская Арктика. Места работы экспедиции

В конце 60-х гг. ХХ в. обнаружен первый археологический материал на о-ве Жохова, расположенного под 76° с.ш. в группе островов Де Лонга (Новосибирские острова). Открытая впоследствии Жоховская стоянка является одним из наиболее северных археологических памятников мира и древнейшим следом пребывания человека в высоких широтах, свидетельствующим об освоении человеком этих территорий ещё в эпоху раннего голоцена, около 8000 л.н. В 1989 и 1990 гг. на Жоховской стоянке совместной экспедицией ИИМК РАН (в те годы – ЛОИА АН СССР) и ААНИИ под руководством В.В. Питулько (Отдел палеолита ИИМК РАН) проведены первые раскопки этого древнейшего памятника культуры населения высокоширотной Арктики. Результаты работ обобщены в монографиях Питулько В.В. «Жоховская стоянка» (Санкт-Петербург: «Дмитрий Буланин», 1998) и Pitulko V.V. The Zhokhov Island Site and Ancient Habitation in the Arctic (Archaeology Press: Simon Frazer University, Vancouver, Canada, 2013).


Жоховская стоянка

Исследования Жоховской стоянки продолжены в рамках исследовательского проекта «Zhokhov-2000» в 2000–2005 гг., начатого по инициативе видного американского антрополога Э.С. Карпентера (Edmund S. Carpenter) и при поддержке Rock Foundation (Нью-Йорк, США), и осуществлялись Восточно-Якутской (Яно-Индигирской) экспедицией ИИМК РАН (нач. экспедиции В.В. Питулько). Культурные отложения стоянки, сформировавшиеся около 8000 л.н., подверглись разрушительному воздействию термоэрозионных и термокарстовых процессов, и сохранились во вторично промороженном состоянии в виде культуросодержащих толщ, заполнивших термокарстовые понижения рельефа. Тем не менее, несмотря на своеобразие геологии и тафономии, они сохраняют в главных чертах элементы изначальной пространственной структуры памятника. Показано, что в пределах изученной площади вскрыты участки, отвечающие различным по времени циклам обитания.


Жоховская стоянка

Удалось существенно уточнить данные о характере стратегии жизнеобеспечения, практиковавшейся обитателями Жоховской стоянки. Это своеобразная адаптационная модель подвижных сухопутных охотников, практиковавших промысел северного оленя и белого медведя в отношении 2:1. Добыча оленя была всесезонной, тогда как промысел медведя осуществлялся в основном в зимнее время, преимущественно на берлогах.

Благодаря многолетнемёрзлым условиям, на Жоховской стоянке сохраняются во множестве предметы и изделия из недолговечных материалов, включая деревянные, берестяные и плетёные изделия, предметы из кости и рога северного оленя, изделия из бивня мамонта.


Жоховская стоянка

Одновременно с раскопками Жоховской стоянки в 2000–2005 гг. были организованы поиски археологических памятников, изучение геологии и палеогеографии Новосибирских островов. Исследованиями были охвачены крупные острова современного Новосибирского архипелага: остров Новая Сибирь, острова Фаддеевский и Котельный. Получены разносторонние материалы, в том числе открыты свидетельства пребывания человека в различные эпохи (поздний неоплейстоцен, голоцен), проведено массовое датирование костных остатков мегафауны, на основании которых можно оценивать относительную динамику численности популяций мамонтов, бизонов и лошадей, служивших субстратом для расселения человека. Установлено, что основной причиной изменения численности популяций были внешние управляющие (климатические, или трофо-климатические, факторы). На основании результатов изучения разрезов наземных отложений и донных осадков получена запись природно-климатических изменений в регионе на протяжении последних 35000 лет.


Жоховская стоянка

В 2001 г. работами экспедиции был охвачен участок нижнего течения р. Яны в северо-западной части Яно-Индигирской низменности. Здесь, под 71° с.ш., была открыта Янская стоянка – уникальный объект мирового культурного наследия, единственный в своем роде. Фактически, это комплекс памятников, датируемый в интервале 28500–27000 л.н. Частью пространственной структуры объекта является «Янское кладбище мамонтов» (YMAM), открытое в 2008 г. Угрозу этому уникальному объекту представляют, с одной стороны, боковая эрозия реки и термоэрозия, с другой – антропогенный фактор, варварская деятельность местного населения, осуществляемая для добычи мамонтовой кости. В связи с указанными обстоятельствами, Восточно-Якутской (Яно-Индигирской) экспедицией ИИМК РАН ежегодно проводятся фактически спасательные работы, направленные на изучение этого уникального памятника, сохранения информации и артефактов. Культурный слой памятника, находящийся в многолетнемёрзлом состоянии, помимо тысяч фрагментов костных остатков и многочисленных каменных орудий, хранит уникальные предметы искусства и личные украшения – бусы, подвески, диадемы, браслеты, а также предметы охотничьего инвентаря и бытовые изделия, богато декорированные сложными орнаментами.


Янская стоянка

Начиная с 2006 г. работы экспедиции полностью сосредоточены на изучении Янского комплекса стоянок и изучения севера Яно-Индигирской низменности. Было проведено первичное изучение участка р. Яны (вверх по течению от Янской стоянки) на приблизительно 500 км, разведочные работы на реках Омолой, Хрома, Максунуоха, Илин-Сыалах, Берелёх, в том числе в 2009 г. было проведено изучение геологии и стратиграфии Берелёхского геоархеологического комплекса, благодаря чему удалось существенно уточнить представления об этом объекте.


Янская стоянка

В рамках работ экспедиции, осуществляемых при участии сотрудников ГИН РАН и Государственного заповедника «Усть-Ленский», проводятся исследования по следующим направлениям: 1) изучение Янской палеолитической стоянки, уникального памятника мировой археологии, разработана и совершенствуется методика таких раскопок; 2) на севере Яно-Индигирской низменности открыты новые объекты палеолитического возраста, в том числе связанные с «кладбищами» мамонтов, изучен подобный объект, являющийся частью структуры Янской стоянки и доказано его рукотворное происхождение; 3) проводится изучение геологии четвертичных отложений района Янской стоянки, его геоморфологии и палеогеографии; 4) с целью получения необходимых данных продолжается аналитическая обработка ранее полученных материалов (радиоуглеродный, спорово-пыльцевой, палеофлористический, фаунистический, геохимический, палеоэнтомологический и др. методы).


Янская стоянка

Работа носит выраженный междисциплинарный характер благодаря сочетанию широкого комплекса методов естественных наук и штатных археологических процедур добывания, обработки и анализа материала планиграфическим, технологическим, морфологическим методом. Полевая методика раскопок памятников каменного века в условиях многолетнемерзлых отложений, разработанная в ходе исследований Янской стоянки (Питулько, 2012), является уникальной и аналогов в практике мировой археологии не имеет.


Янская стоянка

Район Янской стоянки во многих отношениях является ключевым для изучения событий неоплейстоцена и голоцена региона, его геологии, стратиграфии и палеогеографии. Особое значение имеет наличие здесь уникальных геоархеологических объектов эпохи палеолита, указывающих на значительные перспективы поисков подобных памятников в Сибирской Арктике. В ходе работ 2006–2013 гг. получены новейшие материалы, существенно расширяющие представления об археологии арктической Сибири и Северо-Востока Азии в целом, геологии и стратиграфии четвертичных отложений региона. Получены новые археологические материалы из палеолитической Янской стоянки. На Севере Яно-Индигирской низменности дополнительно выявлено пять новых объектов палеолитического возраста, при этом возраст одного из них может составить около 30000 л.н., два других – существенно моложе и имеют возраст 13000–11000 л.н. (оз. Никита, бассейн р. Муксунуоха, Сыалахское кладбище, р. Илин-Сыалах). Возраст еще двух объектов не определен, но в любом случае они принадлежат к позднему неоплейстоцену. Это, несомненно, существенное наполнение карты материалом, поскольку до открытия Янской стоянки был известен всего один такой памятник – Берелёх, после открытия Янской стоянки их стало два, теперь – семь. Приращение объема данных указывает на значительные перспективы поисков памятников палеолита на этих территориях.

В.В. Питулько


Янская стоянка


Стоянка Берелёх


Стоянка Берелёх


Стоянка Берелёх


Стоянка Берелёх


Стоянка Берелёх