Короткая поездка в Пальмиру в составе делегации Министерства культуры РФ дала возможность оценить масштабы разрушений и состояние памятников, представить перспективы работ, необходимых для обеспечения сохранности древностей и восстановления археологического заповедника в Пальмирском оазисе. Она позволила убедиться в достоверности сообщений о разрушении ряда всемирно известных архитектурных памятников (Триумфальная арка, храм Бела, храм Баалшамина), но и согласиться высказанным группой экспертов ЮНЕСКО мнением о том, что большая часть древнего архитектурного ансамбля (по разным оценкам, 70-80%) уцелела после ухода игиловцев. Пальмира по-прежнему встречает путешественника величественными силуэтами Большой Колоннады и Тетрапилона и дает возможность перенестись в римскую древность – несмотря на свежие следы войны.

Если бы город остался под контролем боевиков еще несколько недель, если бы российские саперы не извлекли взрывчатку, заложенную под камни древних построек, потери наследия могли бы быть неизмеримо большими.

По сообщениям сотрудников Департамента древностей и музеев Сирии, сирийские археологи и музейщики уже приступили к оценке ущерба и экстренной работе по консервации построек, оказавшихся неустойчивыми после разрушений. При участии французских специалистов произведено лазерное сканирование разрушенных архитектурных памятников. Значительная часть археологических коллекций из Пальмирского музея была своевременно эвакуирована благодаря энергичным действиям директора Департамента древностей Маамун Абд аль-Карима. Однако в безопасные хранилища было вывезено далеко не все, часть материалов осталась в разгромленном игиловцами здании Пальмирского музея. Сейчас начата работа по репаспортизации коллекций и реставрации археологических предметов, в которой принимают участие польские специалисты. Очевидно, что в ближайшее время необходимо точно документировать состояние древних построек Пальмирского комплекса, тщательно зафиксировать утраты, провести противоаварийные работы на объектах, которые находятся под угрозой дальнейшего разрушения, и под эгидой ЮНЕСКО составить план воссоздания Пальмиры как археологического заповедника. Российские археологи и музейщики, исследователи эллинистических памятников Востока, специалисты, обладающие опытом полевых изысканий в Сирии и Йемене, могли бы принять полноценное участие в этой работе. Министерство культуры РФ обратилось к сирийской стороне с предложением привлечь российских ученых и реставраторов к работам в Пальмире, развернув здесь российскую экспедицию.

Разрушения войны, как это ни парадоксально, часто дают импульс для нового, более глубокого изучения памятников прошлого, пострадавших от современного варварства, более ясного осознания их ценности и нашей общей ответственности за их сохранение. Так было в Новгороде, так было во многих городах Европы, оставшихся в развалинах после Второй Мировой войны. Сегодня Пальмира уже не только наследие древности, но и памятник современной истории, несущий в себе воспоминание о сопротивлении хаосу и дорогой цене, заплаченной за возвращение древних руин в привычный музейный контекст.

Н. А. Макаров


Дорога в Пальмиру


Большая колоннада


Триумфальная арка


Центральный храм святилища Бела после подрыва боевиками


Блиндаж боевиков


Пальмирский археологический музей


Пальмирский музей