Тысяча и одна грамота

21 июля 2010 г. войдет в историю российской археологии. В этот день на Троицком раскопе в Великом Новгороде были найдены две берестяные грамоты XII в., получившие номера 1000 и 1001. Закончился отсчет первой тысячи берестяных документов, начавшийся 26 июля 1951г., когда на Неревском раскопе экспедицией А.В. Арциховского была найдена первая грамота на бересте. К настоящему моменту берестяные грамоты обнаружены в культурном слое уже 11 древнерусских городов: помимо Великого Новгорода, по-прежнему остающегося главным «месторождением», это Старая Русса, Торжок, Тверь, Псков, Смоленск, Москва, Старая Рязань, а также Звенигород Галицкий на Украине, Витебск и Мстиславль в Белоруссии.

Историческое и лингвистическое значение берестяных грамот невозможно переоценить. Прочерченные на бересте частные письма и деловые записи XI-XV вв. открыли для историков окно в повседневную жизнь древнерусского города, а лингвистам позволили по крупицам восстановить черты живой диалектной речи, звучавшей на его улицах. Жанровое разнообразие берестяных документов исключительно велико. Их тексты включают хозяйственные распоряжения и политические донесения, судебные казусы и бытовые просьбы, крестьянские жалобы и заказы ремесленникам, переписку клириков и купцов, ростовщические записи, молитвы и заговоры против болезней и даже любовные записки. Значение берестяных грамот не сводится, однако, к их роли проводника в «микроисторию»: тексты на бересте проливают свет и на проблемы большого исторического масштаба: становление социальной структуры и административного устройства Новгорода, его финансовой системы; формирование государственной территории Новгородской земли и боярского землевладения; динамика распространения письма и грамотности в древнерусском обществе. Сегодня историческая наука смотрит на эти вопросы совсем иначе, чем полвека назад, что во многом объясняется именно наличием в ее распоряжении такого источника, как берестяные грамоты. 

Большинство берестяных грамот сохранилось в виде фрагментов. И хотя археология не знает мелочей, тысячной находки в Новгороде ждали с определенным волнением. Грамота оправдала ожидания - она представляет собой хотя и предельно краткий, но полностью сохранившийся документ середины XII в. В письме к Твердяте и Ивану Кыяс и Жирочко сообщают, что с ними все в порядке. Из четырех названных в грамоте имен одно – христианское, два – исконные славянские, это сокращенные формы имен Жирослав и Твердислав, и одно – тюркское: Кыяс мог быть, например, крещеным половцем. Фрагментом письма, адресованного двум лицам, является и датируемая тем же временем грамота № 1001. Сохранившаяся фраза содержит угрозу: «потом не жалуйтесь, если к вам придет сборщик штрафов». Социальный термин продажник, происходящий от древнерусского названия штрафа – продажа, встретился в этом документе впервые. Еще одна берестяная грамота конца XII – начала XIII в. была в тот же день найдена в Старой Руссе. Новгородский археологический сезон в самом разгаре и может принести еще не одну яркую находку.

В.Л. Янин, А.А. Зализняк, А.А. Гиппиус