Перстень со стеклянной (?) вставкой-печаткой с изображением сцены грехопадения, XVII–XVIII вв., Москва, Новодевичий монастырь, раскопки 2018 г.


  
 

 
В стилевом и сюжетном отношении литой перстень, изготовленный из медного сплава, принадлежит к западноевропейской символической традиции и, вероятно, изготовлен в Европе. На это указывает сама форма – круглая вставка со строгим вписанным в нее овалом, напоминающим об античных геммах. Иконография гравированного изображения (Адам и Ева у Древа познания, на ветвях которого птица, а ствол обвит змеем) напоминает об устойчивой эмблематической традиции Запада эпохи Барокко. Новодевичий монастырь включал в свой состав инокинь, имевших западно-православное происхождение. Возможно, владелицей перстня была одна из них. Во всяком случае, это явное указание на европейские связи монастыря и высокородность его инокинь. Такие перстни могли свидетельствовать и об определенном церковном статусе владельца. Композиция на вставке служила символическим напоминанием о необходимости противостоять плотскому греху и другим соблазнам, имела и более сложные богословские смыслы.

  
 
  

 
Где почитать

Чернецов А. В. Два перстня-печати из Старой Рязани // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология: ежегодник. – Москва, 1980.

Седова М. В., Курганова Н. М. Перстни-печати XV–XVII вв. из Суздаля // Историческая археология. Традиции и перспективы. – Москва, 1998.

Нелюбов С. Ратники на средневековых русских перстнях // Старый Цейхгауз. – 2001. – № 15.

Нелюбов С. Символика средневековых русских перстней // Старый Цейхгауз. – 2002. – № 17.

Векслер А. Г., Беркович В. А. Московские печатки XVI–XVII вв. по материалам раскопок Центра археологических исследований г. Москвы 1994–2004 гг. // Российская археология. – 2008 – № 2.