Изразец рельефный, с изображением Пегаса или Грифона, конец XVI – начало XVII в., Новодевичий монастырь (раскоп 1), раскопки 2017 г.


 

Изразец из обожженной глины без поливы (глазури) относится к первой системе массовых печных изразцов в России. Прямая румпа (полая «коробка» изразца позади его лицевой части) указывает на принадлежность к ранней группе печей, где швы между изразцами прикрывали специальные рельефные перегородки. Обычная широкая рамка заменена здесь на валик, так что по краям остаются только узкие полоски. Для Новодевичьего монастыря данный образец типичен – кельи живших здесь инокинь из семей высшей знати больше напоминали боярские хоромы. На рубеже XVI–XVII вв. печи с рельефными изразцами только появлялись в московском быту и делали интерьер жилья близким к дворцовому. Они повышали статус хозяина, украшали жизнь, лучше согревали (румпа служила калорифером) и даже просвещали: игравшие рядом дети слушали рассказы о тех же Грифонах, Пегасах и других фантастических животных.

Где почитать

Баранова С. И. Русский изразец. Записки музейного хранителя. – Москва, 2011.

Беляев Л. А., Глазунова О. Н., Смирнов А. Н. Изразцы конца XVI – первой половины XVII в. по материалам раскопок 2019 г. в Московском Кремле // Российская археология. – 2020. – № 3.