Фрагмент стенки чернолощеного сосуда с буквенным (?) граффито, вторая половина XVII в.? Москва, Новодевичий монастырь (раскоп 1), раскопки 2017 г.


   Граффити на керамической посуде известны среди находок и в других монастырях, но в Новодевичьем их многие десятки, в том числе буквенные (вероятно, инициалы). Возможно, это говорит о высоком проценте грамотных, живших в обители. В хозяйственном обиходе, видимо, было принято маркировать предметы с помощью надписей. Граффито, процарапанное по готовому изделию, в данном случае отмечает керамический сосуд достаточно простой группы. Это указывает скорее не на ценность предмета, а на необходимость отличать его от других подобных. Такие пометки обозначали конкретного владельца предмета. Они были нужны не только для обозначения собственности, но и для опознания предмета среди аналогичных: например, при раздаче пищи в праздники, когда их разносили по кельям, или в своем собственном хозяйстве, с разными целями.
  

Где почитать

Розенфельдт Р. Л. Московское керамическое производство XII–XVIII вв. – Москва, 1968.

Медынцева А. А. Владельческие надписи-граффити на предметах // Древнерусские письменные источники X–XIII вв. / под ред. Я. Н. Щапова. – Москва: Кругъ, 1991.

Новоселова Т. Н. Надписи-граффити на керамической посуде Троице-Сергиева монастыря (по материалам археологических раскопок 1999–2001 гг.) // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. – Сергиев Посад, 2004.