Верхняя часть белоглиняного сосуда с орнаментом и граффито, вторая половина XVII в., Москва, Новодевичий монастырь (раскоп 1), раскопки 2017 г.


 
 
Белоглиняный сосуд (братина?) был покрыт глазурью (поливой) и украшен рельефным штампованным орнаментом, что указывает на прототипы в европейской посуде. Граффито «МВЛ» процарапано по готовому изделию с повреждением поливы, на видном месте – либо сосуд не считался ценным, либо такая надпись воспринималась как допустимая (подчас так помечали даже предметы из дорогих металлов). Граффити на керамической посуде встречаются и в других монастырях, но в Новодевичьем их гораздо больше, чем обычно – многие десятки. Среди них много буквенных (вероятно, инициалов). Возможно, это говорит о высоком проценте грамотных, живших в обители, где в хозяйстве было принято маркировать предметы. Пометка, скорее всего, обозначает конкретного владельца предмета. Возможно, он опасался утратить свою собственность или же хотел легко опознать предмет среди других похожих (ситуации могли быть разными – от доставки праздничной пищи в кельи до удобства в собственном хозяйстве).
 
 

Где почитать

Розенфельдт Р. Л. Московское керамическое производство XII–XVIII вв. – Москва, 1968.

Медынцева А. А., Моргунов Ю. Ю. Надпись на корчаге с Полтавщины // Краткие сообщения Института археологии. – 1986. – Вып. 187.

Медынцева А. А. Владельческие надписи-граффити на предметах // Древнерусские письменные источники X–XIII вв. / под ред. Я. Н. Щапова. – Москва: Кругъ, 1991.

Коваль В. Ю. Поливная керамика с рельефным декором на Руси // Археология Подмосковья. Вып. 4. – Москва: ИА РАН, 2008.