О сотруднике

Родилась 26.12.1963 г. в г. Карпинск Свердловской области.
Окончила исторический факультет Кемеровского государственного университета, кафедру археологии (1986), аспирантуру по музейному делу в КемГУ (1999).
Учитель: Б.Н. Пяткин.
Научные интересы: наскальное искусство (атрибуция, документирование, сохранение, история изучения); археология Южной Сибири; музеефикация археологических памятников; историческая музеология.
Служебная деятельность: 1985–2016 гг. – кафедра археологии КемГУ (лаборант музея, науч. сотр., ст. преподаватель); 2006–2018 – ИАЭТ СО РАН (науч. сотр.); с 2016 г. – Музей-заповедник «Томская Писаница» (ст. науч. сотр.); с 2019 г. – ИА РАН (науч. сотр.)
Научно-организационная деятельность: член редакционного совета серии «Труды САИПИ», член редколлегии журнала «Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница»; организатор ряда международных конференций, полевых и научно-образовательных семинаров по наскальному искусству, научно-просветительных выставок по древнему искусству.
Преподавательская деятельность: В Кемеровском государственном университете разработала и читала следующие курсы и спец. курсы: «Музеология», «Историческая музеология», «Музеи мира», «Практика археологической экспозиции», «Археологическая музеология», «Наскальное искусство Сибири», «Первобытное искусство».
Общественная деятельность: вице-президент Межрегиональной общественной организации Сибирская Ассоциация исследователей первобытного искусства.
Экспедиционная деятельность: с 1982 по наст. время, участник и руководитель экспедиций по изучению памятников наскального искусства и их археологического контекста (Хакасия, юг Красноярского края, Горный Алтай, Кемеровская область, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Тува, Монголия).

Автор более 170 научных публикаций.

Электронный адрес: elena-miklashevich@yandex.ru

Статьи

Миклашевич Е.А. От эстампажа к отливке. Развитие методов факсимильного копирования петроглифов // Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства (2). М.; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2019. С. 210–235.
Миклашевич Е.А. Наскальные изображения горы Туран на Среднем Енисее // Теория и практика археологических исследований. № 1 (21). 2018. С. 24–39.
Миклашевич Е.А. Новые материалы по наскальному искусству скифского времени в горах Оглахты (Хакасия) // КСИА. Вып. 248. – М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2017. С. 185–197.
Miklashevich E.A. Rock Art Research in Siberia 2005–2014 // Rock Art Studies: NEWS of the World V. Oxford, Archaeopress Publushing, 2016. P. 127–150.
Миклашевич Е.А. Древнейшие наскальные изображения Минусинской котловины: проблемы и перспективы исследования // Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». Вып. 2. Кемерово: 2015. С. 66–78.
Миклашевич Е.А. Комплекс памятников наскального искусства Оглахты: информационный потенциал и перспективы исследования // Научное обозрение Саяно-Алтая. Археология. № 1(9). 2015. С. 54–77.
Миклашевич Е.А. Эстампажи амурских петроглифов из экспедиции А. П. Окладникова 1935 года // Проблемы истории, филологи и культуры. № 4. 2015. С. 5–25.
Миклашевич Е.А., Бове Л.Л. Исследование изображений на курганных плитах могильников под горой Бычиха // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3 (63). Т. 1. С. 52–64.
Миклашевич Е.А. Наскальные изображения в Гроте Проскурякова (Хакасия) // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 232. М.: Наука, 2014. С. 32–42.
Миклашевич Е.А. Музеефикация памятников наскального искусства в Республике Хакасия // Российская археология. 2014. № 3. С. 111–122.
Миклашевич Е.А. Музеефикация Сулекской писаницы: возможности реконструкции утраченных и повреждённых композиций // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Барнаул: изд-во Алтайского университета, 2013. С. 304–308.
Миклашевич Е.А. К методике документирования наскальных рисунков, выполненных в технике гравировки (на примере композиции памятника Улан-Байтог) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. № 2. 2013. С. 166–175.
Миклашевич Е.А., Солодейников А.К. Новые возможности документирования наскальных изображений, выполненных краской (на примере Кавказской писаницы в Минусинской котловине) // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2013. № 1 (5). С. 176–191.
Миклашевич Е.А. Техника гравировки в наскальном искусстве скифского времени // Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. М.; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. С. 157–202. (Труды САИПИ. Вып. IX).
Дэвлет Е.Г., Миклашевич Е.А., Мухарева А.Н. Материалы к своду петроглифов Чукотки (изображения в скоплениях I–III на Кайкуульском обрыве) // Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. М.; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. С. 203–283. (Труды САИПИ. Вып. IX).
Миклашевич Е.А. Льнищенская писаница // Памятники наскального искусства Минусинской котловины. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. С. 28–56. (Труды САИПИ. Вып. X).
Миклашевич Е.А., Панкова С.В., Мухарева А.Н. Петроглифы на горе Сосниха // Памятники наскального искусства Минусинской котловины. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. С. 72–111. (Труды САИПИ. Вып. X).
Миклашевич Е.А. Изображения на курганных плитах и стелах Хакасии (некоторые проблемы изучения и музеефикации) // Древнее искусство в зеркале археологии. К 70-летию Д. Г. Савинова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. С. 214–232. (Труды САИПИ. Вып. VII).
Миклашевич Е.А., Мухарева А.Н. Новые петроглифы Калбак-Таша. К вопросу о расчистке наскальных рисунков от лишайников // Древнее искусство в зеркале археологии. К 70-летию Д. Г. Савинова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. С. 233–246. (Труды САИПИ. Вып. VII).
Миклашевич Е.А. Выявление новых изображений на изученных памятниках наскального искусства. Неизвестные петроглифы Суханихи // Археология Южной Сибири. К 80-летию Я. А. Шера. Вып. 25. Кемерово, 2011. С. 91–106.
Миклашевич Е.А. К изучению техники нанесения изображений Томской писаницы // Историко-культурное наследие Кузбасса (актуальные проблемы изучения и охраны памятников археологии). Вып. III. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. С. 132–155.
Миклашевич Е.А., Ожередов Ю.И. Фотографии сибирских писаниц в наследии А. В. Адрианова // Тропою тысячелетий. К юбилею М. А. Дэвлет. Кемерово, 2008. С. 156–187. (Труды САИПИ. Вып. IV).
Miklashevich Е.А. Rock Art Research in Siberia and Central Asia 2000-2004 // NEWS of the World 3. Oxford, Oxbow monographs, 2008. P. 138–178
Миклашевич Е.А. Влияние торевтики на формирование стилей наскального искусства Южной Сибири, Средней и Центральной Азии // Торевтика в древних и средневековых культурах Евразии. Барнаул: Азбука, 2010. С. 135–144. (Труды САИПИ. Вып. VI).
Миклашевич Е.А. Окуневские лошади: к проблеме появления одомашненной лошади в Южной Сибири // Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. – СПб, 2006. – С. 191–211.
Миклашевич Е.А. Памятники Минусинской котловины (Республика Хакасия, Красноярский край) // Памятники наскального искусства Центральной Азии. Общественное участие, менеджмент, консервация, документация. Алматы, 2004. С. 14–28.
Miklashevich E.A. Rock Art Research In North And Central Asia 1995–1999 // Rock Art Studies: NEWS of the World 2. Developments in Rock Art Research 1995–1999. Oxford: Oxbow Books, 2003. P. 88–118.
Миклашевич Е.А. Обломки плит – фрагменты мифов (или о точности копирования и возможностях интерпретации окуневского искусства) // Степи Евразии в древности и средневековье. К 100-летию со дня рождения М. П. Грязнова. Кн. 1. СПб.: изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. С. 197–200.
Советова О.С., Миклашевич Е.А. Хронологические и стилистические особенности среднеенисейских петроглифов (по итогам работы Петроглифического отряда Южносибирской археологической экспедиции КемГУ) // Археология, этнография и музейное дело. Кемерово, 1999. С. 47–74.
Пяткин Б.Н., Миклашевич Е.А. Сейминско-турбинская изобразительная традиция: пластика и петроглифы // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М.: ИА АН СССР, 1990. С. 146– 153.