В Симферополе завершила работу международная конференция «Могильник римского времени Фронтовое 3: варвары на границах Империи», на которой были представлены результаты исследований материалов могильника Фронтовое 3 (Нахимовский район Севастополя) – уникального археологического памятника конца I – первых десятилетий V в. Среди других тем – проблемы и спорные вопросы изучения древностей Северного Причерноморья и Средиземноморья римского времени и эпохи Великого переселения народов.
Керамический сосуд в виде быка. Конец I – первая половина II в.
«Раскопки Фронтового 3 стали событием в археологическом изучении Крыма: это тот случай, когда ученые получили возможность провести исследования яркого и ранее неизвестного археологического памятника в полном объеме, с подробным документированием и фиксацией погребений и находок на современном научном уровне. Часто публикации, которые следуют за спасательными раскопками – это отчеты и документирование без глубокого погружения в материал. С Фронтовым получилось иначе: вокруг памятника сформировались группы исследователей, и сейчас на наших глазах разворачивается удивительный проект углубленного изучения памятника, за которым стоит интереснейшая эпоха, где важную роль играли процессы взаимодействия варваров и римского Херсонеса», – отметил директор Института археологии РАН, академик Николай Макаров.
Конференция проведена по инициативе Института археологии РАН совместно с Институтом археологии Крыма РАН и Научно-исследовательским Центром Истории и археологии Крыма Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в рамках проекта Российского научного фонда № 20-18-00396 «Варвары и Рим в Юго-Западном Крыму: взаимодействие культур».
Могильник Фронтовое 3 был открыт и полностью исследован в 2018 г. сотрудниками Крымской новостроечной археологической экспедицией Института археологии РАН. Памятник располагался на левом берегу реки Бельбек неподалеку от Севастополя и получил свое название по ближайшему населенному пункту – селу Фронтовое. Археологи обнаружили в некрополе 332 погребальных сооружения, в которых было найдено около 20 тысяч предметов. Большинство погребений относится к римскому времени и могут быть датированы периодом от конца I до начала V в. нашей эры.
Особенностям и изменениям погребального обряда был посвящен доклад Алексея Свиридова (ИА РАН) и Сергея Язикова (ИА РАН) «Могильник Фронтовое 3. Общие сведения и характеристика погребального обряда».
Грунтовый склеп могильника 89
Стеклянные сосуды из могильника Фронтовое 3
Погребение 300
Изучение погребальных комплексов позволило выявить, как изменялся погребальный обряд в течение почти 300 лет. Ученые выделили два этапа функционирования могильника: ранний, относящийся к концу I в. и до середины III в., и поздний, относящийся к первой половине-середине III в. и до начала V в.
Общий вид могильника Фронтовое 3
Наиболее ранние захоронения находились в северо-западной части могильника: здесь были обнаружены несколько могил эпохи бронзы и ранние погребения римского времени. В большинстве случаев это подбойные могилы с каменными закладами – плитами, которые закрывали нишу, в которую помещали умершего. В могилах были найдены многочисленные бусы и ожерелья, стеклянные сосуды, керамическая посуда, оружие: железные мечи, кинжалы, конская узда. Яркая отличительная черта ранних погребений – большое количество находок из желтого металл: лунниц, подвесок, амулетниц. В ногах или головах умерших помещали шкатулки, от которых остались лишь бронзовые или железные пластины и ключи.
Изменение погребального обряда отразилось в архитектуре подбойных захоронений: в более поздних погребениях увеличились глубина могил и расстояние между ними, изменился состав погребального инвентаря. В поздней части могильника появились новые типы погребальных сооружений – грунтовые ямы с заплечиками и грунтовые склепы. В этих захоронениях уже нет шкатулок, но найдено большое количество разнообразного оружия, появились новые формы керамических сосудов. Многочисленные находки фрагментов скорлупы от яиц, расположенных в краснолаковых блюдах или рядом с наборами посуды за головой погребенного, указывают на появление нового типа обрядовой пищи в похоронном обряде.
Одна из исследованных амулетниц с сохранным заполнением из могильника Фронтовое 3
Восстановленная по данным нейтронной томографии и радиографии 3D-модель для амулетницы
Фаюмский портрет с изображением амулетницы, аналогичной исследованным (датируется 150–200 гг.).
Стрижка у ребенка означает посвящение богу Гору, призванное защитить от болезни. Музей Гетти, Лос-Анджелос, США
(изображение взято из открытых источников: http://krotov.info/2/geograf/21_f/Fayum_F.htm)
В ранних погребениях могильника Фронтовое 3 археологи обнаружили три амулетницы из золота, напоминающие небольшие запаянные цилиндры с петлями для подвешивания. Подобные амулетницы были распространены в римскую эпоху: их носили женщины и дети и как отдельное украшение, и в составе ожерелий.
Группа ученых из ИА РАН, ИА Крыма РАН и Объединенного Института ядерных исследований изучила амулетницы из Фронтового 3 с помощью методов нейтронной томографии и радиографии, рентгеновской дифракции и рамановкой спектроскопии. Исследование показало, что внутри полой амулетницы находится какое-то вещество, «запечатанное» во внутреннем объёме украшений. Такая находка – это довольно редкое явление, так как большинство из известных амулетниц были найдены уже поврежденными. Анализ данных, полученных для вещества из заполнения амулетниц, показал, что в заполнении находится сера – так же, как в некоторых других амулетницах из Херсонеса, из кладов на мысе Тенез (Алжир), из Тетфорда (Великобритания) и Верто (Бургундия, Франция). Существуют разные точки зрения на причину заполнения амулетниц серой: по одной версии, она служила каркасом для сохранения формы, по другой, использование серы связано с апотропейными свойствами, которые приписывались этому веществу в древности, а также с распространенной у древних греков и римлян практикой применения серы в медицинских целях и в очистительных обрядах.
Исследованию амулетниц из Фронтового 3 был посвящен доклад Ирины Сапрыкиной (ИА РАН), Сергея Кичанова (ОИЯИ), Эльзары Хайрединовой (ИА Крыма РАН), Надежды Белозеровой (ОИЯИ), Антона Руткаускаса (ОИЯИ), Дениса Козленко (ОИЯИ) «Золотые амулетницы могильника Фронтовое 3».
Слева – кувшин из склепа 10. Сувлу-Кая.
Справа – краснолаковый кувшин из склепа 10. Сувлу-Кая
Предметы вооружения из склепа 10. Сувлу-Кая
В 2009 г. в районе города Бахчисарай при проведении земляных работ был обнаружен некрополь III–V в. На могильнике, получившем название Сувлу-Кая, сохранилось значительное количество непотревоженных погребений периода с IV в. по первую половину V в. с выразительной архитектурой и специфическим набором погребального инвентаря: краснолаковыми, лепными, стеклянными сосудами, амфорами, украшениями и деталями костюма, орудиями труда, римскими монетами. Среди находок особый интерес представляют предметы вооружения (мечи, копья, наконечники стрел, детали щитов), некоторые из которых связаны с культурами германского круга и гуннскими древностями. Исследование ряда ярких погребальных комплексов позволяет уточнить представления о культуре населения начала Эпохи Великого переселения народов, которое, вероятно, впоследствии стало основой населения ранневизантийских крепостей Юго-Западного Крыма, называемого в письменных источниках «готами страны Дори».
Подробнее об итогах исследования некрополя Сувлу-Кая – в докладе Алексея Волошинова (ИА РАН), Вячеслава Масякина (ИА Крыма РАН) «Могильник Сувлу-Кая III – первой половины V в. в Юго-Западном Крыму: особенности погребального обряда и инвентаря».
Погребение боевого коня из Фанагории
Псалии серебряные: 1–2 – первый псалий; 3–4 – второй псалий (2, 4 – реконструкция)
Доклад Алексея Ворошилова и Ольги Ворошиловой «Парадное снаряжение боевого коня из Фанагории в контексте всаднической культуры Северного Причерноморья позднеримского времени» посвящен редкой находке: парадной сбруе конца II – первой трети III в. Богатое снаряжение находилось в погребении верхового жеребца, похороненного в отдельной могиле у древней дороги, соединявшей столицу Азиатского Боспора с городом Кепы. Возможно, захоронение коня было частью погребальной церемонии знатного воина-всадника из воинской элиты города, имевшего заслуги перед Фанагорией, и погребенного в одном из ближайших курганов.
В погребении археологи обнаружили дорогую и богато украшенную узду, детали которой были повреждены при погребении. Как полагают исследователи, намеренная порча узды указывает на ритуальный характер этого действия, распространенного в римское время: так, известны находки порубленных, погнутых, фрагментированных элементов конского снаряжения и военных трофеев в болотных памятниках Германии и Дании первой половины III в., а также погребения воинов римского времени с преднамеренно поврежденным оружием на Азиатском Боспоре.
Изучение находки показало, что в кавалерия Боспора в позднеримской период использовала для парадного снаряжения боевого коня сбрую, аналогичную сарматской. Декоративные особенности узды из Фанагории демонстируют связь воинской культуры ее защитников со всадническими традициями Римской империи и мира варваров.
«Могильник Фронтовое 3 – один из немногих полностью изученных крымских археологических памятников эпохи Римской империи. Могилы некрополя не были разрушены или разграблены и поэтому представляют ценнейший материал для изучения культуры этого периода. На конференции прозвучали доклады о целом ряде ярких памятников, авторы которых максимально использовали не только археологические материалы, но и данные других дисциплин для получения более полного представления о жизни древнего населения: быте, культуре, верований, торговых и военных связях, особенностях погребальной обрядности. Полученные результаты позволяют дать новую обоснованную реконструкцию геополитической ситуации на римском пограничье в Северном Причерноморье, а также оценить значительную роль римского влияния на культуру местного населения Крыма», – сказала ведущий научный сотрудник отдела сохранения археологического наследия ИА РАН Анна Мастыкова.
Новость в СМИ:
ТАСС
Дилетант
Российская газета
Вокруг света
Мир24
N+1
РИА Новости Крым