Судя по огромному количеству светильников, найденных при раскопках в Помпеях и Геркулануме, жизнь в этих городах с наступлением сумерек не только не затихала, но и, наоборот, приобретала сияние и блеск. Убедиться в этом позволяет выставка «Помпеи в новом свете», открывшаяся 9 ноября 2022 г. в Мюнхенской глиптотеке (Германия).  

Пожалуй, еще ни разу предметом изучения археологии не становилась такая неуловимая субстанция, как свет. На выставке представлены почти 130 бронзовых экспонатов: лампы, канделябры, настольные светильники, фигурные подставки для ламп, держатели для факелов, жаровни. Многие из этих сокровищ в последний раз были представлены публике в XIX в. либо вообще никогда не экспонировались. Теперь эти вещи эпохи поздней Республики и ранней Империи (I в. до н.э. – I в. н.э.) из коллекции Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей подверглись тщательному всестороннему изучению, а значительная часть из них специально к выставке была отреставрирована. Команда из Института классической археологии при Мюнхенском университете под руководством профессора Рут Билфельдт поставила перед собой непростую, но интересную задачу – исследовать римское световое искусство. Для этого потребовался, помимо собственно археологических, широкий спектр смежных исследований – рентгенофлуоресцентный, РФ-спектометрический и химический анализ, 3D-сканирование и реконструкция объектов, а также 3D-моделирование их работы в пространстве. Особая роль отводилась гониофотометрическим испытаниям – оценке отражающих свойств причудливо изогнутых металлических поверхностей. Весомый вклад в подготовку выставки внесла Алессандра Джиумлиа-Маир – руководитель Лаборатории архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников ИА РАН и крупный специалист по археометрии.


Фото с сайтов Antike am Koenigsplatz и Institut für Klassische Archäologie

Сложные фигурные конструкции римских осветительных приборов позволили предположить, что они не только излучали свет, но и создавали драматические визуальные эффекты – зеркальные блики, игру светотени, – которые существенно преображали атмосферу помещения. Эту атмосферу и постарались воссоздать авторы выставки: в одном из залов виртуально, в интерактивной форме, смоделирован помпейский триклиний – пиршественный зал без окон – со всем его изысканным убранством и освещением в вечернее время суток. Таким образом, зритель получает возможность в полной мере прочувствовать перформативную природу римского светового искусства и его ярко выраженную оформительскую функцию. Кроме того, искусственное освещение имело еще один немаловажный аспект – социальный. Оно объединяло людей, позволяло им общаться. Неслучайно выставка завершается так называемой «Комнатой хюгге»: посетителям предлагается сесть на диваны в уютной нише и поговорить о том, что значит для человечества свет. При этом свет в комнате меняется, то перенося собеседников в античность, то возвращая обратно в наши дни.        

К выставке выпущен масштабный каталог – свыше 600 изображений с детальными описаниями, которые прокладывают мостик между наукой и искусством, античностью и высокими технологиями, объектами культуры и быта.    

Выставка продлится до 2 апреля 2023 г.