Петроглифы Онежского озера и Белого моря внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в ходе расширенной 44-й сессии Комитета всемирного наследия, на которой в режиме онлайн рассматриваются объекты, заявленные в 2020 и 2021 гг. Это первый комплекс памятников наскального искусства от России в списке ЮНЕСКО, включающем более 40 памятников наскального искусства разных стран.
Петроглифы Онежского озера. Фото: Е.Ю. Гиря. © Фото с сайта «Петроглифы Северной Евразии»
«Это один из крупнейших подобных памятников в Европе с петроглифами, документирующими культуру неолита в Фенноскандии. Серийный объект включает 33 памятника в двух составных частях на расстоянии 300 км друг от друга: 22 объекта с петроглифами на Онежском озере в Пудожском районе, на которых в общей сложности представлено более 1200 рисунков, и 3411 рисунков на 11 объектах на берегу Белого моря в Беломорском районе. Наскальные рисунки на Онежском озере в основном изображают птиц, животных, фигуры полулюдей и полуживотных, а также геометрические фигуры, которые могут символизировать луну и солнце. Петроглифы Белого моря в основном состоят из рисунков, изображающих сцены охоты и мореплавания, включая соответствующее оборудование, а также следы животных и людей. Они демонстрируют значительные художественные качества и свидетельствуют о творчестве каменного века. Петроглифы связаны с различными местами, включая поселения и захоронения», – говорится в сообщении на сайте ЮНЕСКО.
Петроглифы Онежского озера. Фото: Е.Ю. Гиря. © Фото с сайта «Петроглифы Северной Евразии»
Беломорские петроглифы в 1926 г. обнаружил ленинградский студент-этнограф А.М. Линевский. Их насчитывается более 3000. Самый крупный комплекс памятников, включающих порядка 2000 изображений – Залавруга (Старая и Новая). Также зафиксированы отдельные памятники на островах с различным числом изображений, от нескольких десятков до нескольких сотен: Бесовы Следки, Ерпин Пудас, Золотец и др. Основная тема беломорских петроглифов – человек и его многообразная деятельность: в многофигурных сюжетных композициях изображены сцены морской охоты, преследования зверя по снегу, множество изображений копытных (преимущественно лосей и оленей), лодок. Большая часть петроглифов датируется эпохой неолита–энеолита.
Петроглифы Белого моря. Фото: Е.Г. Дэвлет. © Фото с сайта «Петроглифы Северной Евразии»
Онежские петроглифы, открытые в 1848 г. геологом К.И. Гревингком – одна из крупнейших зон концентрации петроглифов в Северной Европе. На восточном берегу Онежского озера, на участке длиной 21 км вдоль берега зафиксировано около 20 скоплений, включающих более 1300 изображений. Большинство петроглифов находится по краю коренного берега на прибрежных наклонных скальных выходах, омываемых прибоем, реже – на островах. Более половины изображений – водоплавающие птицы, хотя есть и фигуры лосей, оленей, медведей, волков, бобров, выдр, нерп, рыб, змей, встречаются и антропоморфные фигуры. Другой популярный мотив онежских петроглифов – диски, круги и серпы, которые ученые интерпретируют как лунарные и солярные символы. Петроглифы Онеги датируют около III – первой половины II тысячелетия до н.э.; для древнейших изображений не исключается IV тысячелетие до н.э. Фрагменты каменных плит с онежскими петроглифами экспонируются в Государственном Эрмитаже и Карельском государственном краеведческом музее в Петрозаводске.
Петроглифы Белого моря. Фото: Е.Г. Дэвлет. © Фото с сайта «Петроглифы Северной Евразии»
Петроглифы Карелии – объект пристального изучения сотрудников Центра палеоискусства Института археологии РАН. Одним из итогов изучения беломорских и онежских петроглифов стал раздел «Северо-Запад Европейской части России» на сайте Центра «Петроглифы Северной Евразии».
Мы поздравляем наших коллег: Управление по охране памятников республики Карелия, Институт культурного наследия им. Лихачева и Карельский научный центр, благодаря усилиям которых петроглифы Карелии теперь находятся под защитой ЮНЕСКО.
Рассмотреть карельские петроглифы можно на виртуальной экскурсии по выставке «Сквозь века и пространства: наскальное искусство России», которая прошла в ноябре–декабре 2019 г. и была приурочена к международной конференции «Знаки и образы в искусстве каменного века».