Значительное место в научной деятельности Института археологии РАН традиционно занимают исследования Средней Азии – региона с богатейшей историей, практически на всех своих этапах тесно связанной с мировым общекультурным пространством. Однако ряд объективных причин, с которыми сталкиваются участники теперь уже заграничных экспедиций, ведет к тому, что среднеазиатское  направление остается «в тени». К примеру, получаемые в ходе работ комплексы находок, зачастую остаются известными лишь немногим профильным специалистам, несмотря на то, что они, по своей историко-культурной и археологической значимости, как минимум не уступают многим сенсационным находкам коллег.

  
Работы по трехмерному сканированию ритонов в Музее Востока. На фото сотрудники ИА РАН В.В. Мокробородов, М.Ю. Меньшиков, и Ж.А. Юнкин 

Решение данной проблемы видится в более масштабном и разноплановом обращении к результатам работ, в связи с чем сотрудниками действующей Среднеазиатской экспедиции ИА РАН, был разработан проект по визуализации среднеазиатских археологических древностей с применением неразрушающих методов исследований. Принимая во внимание трудоемкость процессов, планируемых к применению в ходе работ по проекту, было принято решение на первом этапе сосредоточить внимание на визуализации замечательного комплекса находок, к которому не применялся ранее современный метод оцифровки, визуализации и детального исследования: в качестве пилотных объектов были выбраны предметы уникальной коллекции из более чем 40 костяных ритонов из Старой Нисы – признанных шедевров среднеазиатского раннеантичного искусства [1]. 

В хорошем разрешении смотрите по ссылке

Осенью 1948 г., в  ходе одного из первых сезонов систематических раскопок Старой Нисы [2] сотрудниками Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции, в одном из монументальных зданий близ дворцово-храмового комплекса (как впоследствии выяснилось – сокровищнице династического храма царей Парфии), археологами были обнаружены остатки богато декорированных изделий из слоновой кости. Тщательная расчистка и извлечение данных предметов археологами и реставраторами, чрезвычайно осложненные случившимся практически сразу после находки катастрофическим Ашхабадским землетрясением, привели к обретению одного из самых уникальных свидетельств античного искусства Древнего Востока – коллекции пиршественных сосудов-ритонов из слоновой кости.

Ритоны представляют собой изогнутые в виде рога сосуды, с нижним концом в виде скульптурной фигуры с отверстием для сцеживания содержимого и, как правило, профилированным декорированным навершием. Изготовлены предметы из слоновой кости с применением техник художественной обработки кости с различными, практически не сохранившимися, вставками (преимущественно из благородных металлов). Фигуры, завершающие конец ритона, представляют протому полиморфного существа, сочетающего части тела различных зверей, птиц, человека; единственное исключение – нагая женщина с амфорой.

В хорошем разрешении смотрите по ссылке

Практически сразу после извлечения находок и экстренной реставрации Парфянские ритоны Нисы стали не только объектом внимательного изучения археологов и искусствоведов [3], но и экспонатами ряда музеев СССР. На сегодняшний день из 40 отреставрированных ритонов 12 хранится в России (4 в Государственном музее искусства народов Востока (ГМИНВ, Москва), 4 в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ, Москва), 4 в Государственном Эрмитаже (ГЭ, Санкт-Петербург), остальные находятся в экспозиции и запасниках Государственного музея Туркменистана (Ашхабад). Степень сохранности ритонов различна, в среднем, состояние коллекций удовлетворительное, в музеях ведется их профилактическая реставрация.

На первом этапе нами (при деятельном содействии руководства, сотрудников, хранителей и реставраторов ГМИНВ) были созданы модели 4 ритонов из коллекции Музея Востока. Работы выполнялись с помощью 3D сканера RangeVision Spectrum, позволяющим фиксировать рельеф поверхности с помощью процесса фотограмметрии. В результате были получены трехмерные модели, с точностью промеров до 0,01 мм. Для достижения оптимального результата при работе с поверхностями использована программа 3D Max.


В хорошем разрешении смотрите по ссылке

Проект по визуализации среднеазиатских археологических древностей не является исключительно популяризаторским, хотя мы надеемся, что работы послужат большему вниманию к проблеме сохранности среднеазиатских древностей, смогут послужить развитию культурных связей на Евразийском пространстве и сработают на популяризацию древнего искусства исследуемого региона. Создание цифровой базы данных по ритонам позволит археологам, искусствоведам, реставраторам оперировать с максимально детализированными трехмерными моделями зачастую труднодоступных для исследователей объектов, послужить стимулом для более глубокого погружения в тему. Заявленная в названии проекта тема глобальна, однако хочется верить, что и создание моделей коллекции Нисийских ритонов позволит не только визуализировать и детализировать данные раритеты, но и сделать уникальное древнее искусство Средней Азии более доступным исследователям.

 В.В. Мокробородов, М.Ю. Меньшиков, Ж.А. Юнкин

[1] Выбору значительно поспособствовал тот факт, что сотрудники Института остаются одними из немногих зарубежных археологов, кто продолжает исследования в Туркменистане, в частности и на Нисийских городищах.

[2] Исследования данного городища (III в. до н.э. – III в. н.э.), ведущиеся совместно с туркменистанскими коллегами преимущественно российскими и итальянскими археологами на протяжении последних 90 лет, выявили величественные комплексы дворцово-храмовой архитектуры, многочисленные вспомогательные постройки, мощную фортификационную систему (подробнее о Нисе см. Массон, 1949; Пилипко, 2001; Invernizzi, 2010).

[3] Коллекции Нисийских ритонов посвящен ряд специальных публикаций (Массон, Пугаченкова, 1959; Masson, Pugachenkova, 1982; Pappalardo, 2010  и др.).