Состояние памятников Пальмиры после освобождения ее от боевиков ДАИШ и перспективы их реставрации и дальнейшего изучения остаются в центре общественного внимания. 6-9 июля 2016 г. Министерство культуры РФ при поддержке российских военных организовало выезд в Пальмиру группы российских экспертов, включавшей востоковедов, реставраторов и археологов. Целью командировки была предварительная оценка разрушений, причиненных архитектурному комплексу Пальмиры (г. Тадмор).

На сегодняшний день город Тадмор представляет собой одну из восточных точек соприкосновения правительственных войск Сирии с отрядами ДАИШ. В течение около года, когда город находился под контролем ДАИШ, он был тотально разграблен. Город, некогда насчитывавший 50 тыс. жителей, обезлюдел. Инфрастурктура города полностью разрушена, отсутствует электричество и подача воды. 

В ходе пребывания в Пальмире эксперты встретились с д-ром Хусаймом Хамшо, руководителем Хомсского отделения Генерального управления древностей и музеев Сирии Министерства культуры САР, в подчинении которого находится археологический заповедник, и музей Тадмора, и сотрудником археологического музея Тадмора Мухаммадом Ас’адом, сыном трагически погибшего от рук боевиков бывшего директора этого музея Халеда Ас’ада. Сотрудники департамента древностей и музеев Сирии сопровождали российских экспертов во время их осмотра музея Тадмора и архитектурного комплекса Пальмиры.

Работа экспертов началась с общего осмотра руин древнего города. Его площадь, окруженная остатками местами сохранившейся оборонительной стены, составляет более 10 кв. км (около 100 га). С запада на восток практически весь город пересекает центральная улица, «Большая Колоннада (Via Magnum)» (фото 1), протяженностью около 1,2 км. В восточной части, ориентированной на храм Бэла, "Большую Колоннаду" увенчивала трехчастная арка – одно из наиболее известных архитектурных сооружений древней Пальмиры. Вдоль колоннады расположены многочисленные храмы, общественные здания и сооружения: термы (бани), театр (фото 2), фонтаны, булевтерий (место собраний городского Сената), агора (рыночная площадь) и пр. В центре «Большой Колоннады» на пересечении с улицей связывающей храм Набу и храм Баалшамина находится тетрапилон – сооружение из четырех четырехколонных портиков со скульптурами по углам монументальной платформы (фото 3). На западе «Большая Колоннада» завершается «погребальным» храмом и, чуть далее, т.н. «лагерем Диоклетиана» с храмом, где хранились воинские инсигнии римских легионеров. К северу и западу от города, непосредственно за лагерем Диоклетиана, располагался некрополь, состоявший из наземных (башни) и подземных (гипогеи) погребальных сооружений. С севера на самой высокой точке Пальмирского оазиса находится крепость друзского правителя Фахр ад-Дина Маана, построенная в XVII в. (фото 4)

Со времени французского мандата в Сирии, Пальмира стала объектом постоянных археологических и реставрационных работ. С конца 20 гг XX в. до 2010 г. здесь работали ряд археологических миссий из Франции, Швейцарии, Польши и естественно Сирии. Были проведены значительные реставрационные и реконструкционные работы. Так, например, Триумфальная Арка была почти полностью восстановлена французской археологической миссией в 1930-1931 годах, а театр и «Большая Колоннада» были реконструированы сирийскими археологами и архитекторами в 60-х и 70-х годах XX столетия. Это же касалось и многих других архитектурных сооружений исторической Пальмиры, в частности храмов Бэла и Баалшамина. 

С точки зрения оценки ущерба, нанесенного религиозными экстремистами, можно отметить следующее:

В целом, культурный слой на большей части территории древнего города не имеет следов значительных разрушений или перекопов в результате действий боевиков ДАИШ, например – широкомасштабных нелегальных раскопок. В ходе военных действий и преднамеренных разрушений наиболее сильно пострадали лишь знаковые объекты архитектурно-археологического наследия, а именно: взорваны трехпролетная арка, увенчивавшая Большую Колоннаду, храмы Бела и Баалшамина, «Колонна Зенобии» с важнейшей посвятительной надписью, большое количество башенных и подземных гробниц, частично, в результате боевых действий пострадала крепость Фахр ад-Дина. Очевидно, что акции разрушения в Пальмире преследовали скорее не меркантильные, а пропагандистские цели, также как и намеренные повреждения экспонатов в археологическом музее Тадмора, которые не удалось вывезти в Дамаск и Хомс: статуи, погребальные рельефы, изображения на саркофагах имеют следы демонстративного уничтожения лиц и даже рук.

В результате целенаправленного разрушения наиболее сильно пострадал храм Бэла, который был самым крупным сооружением Пальмирского археолого-архитектурного ансамбля. Здание святилища Бэла полностью разрушено взрывом и превращено в груду крупных и мелких обломков (фото 5, 6). Сохранилась лишь часть портика у входа в святилище, но состояние этих остатков весьма плачевное, балки перекрытия сдвинуты со своих первоначальных мест и грозят обрушением в любой момент. По мнению экспертов из центра Грабря реставрация храма Бэла вряд ли возможна. Восстановление памятника может быть осуществлено лишь путем реконструкции по чертежам и фотографиям с предварительной расчисткой всей площади сооружения.

Широко известная по своим изображениям арка Большой Колоннады была воссоздана в 1930-1931 гг. французскими архитекторами. При взрыве арки в октябре 2015 г. был полностью разрушен центральный пролет, от боковых пролетов сохранились только крайние пилоны, в том числе и реставрированные (фото 7, 8). При обрушении сводов резные каменные блоки их составлявшие оказались, судя по всему, сильно поврежденными, часто расколотыми на мелкие куски. По мнению экспертов из центра Грабаря воссоздание арки представляется возможным, но воссозданное сооружение на 60-70% будет являться «новоделом».

Взрывом также уничтожено святилище самого северного из храмов Пальмиры - Баалшамина. Его раскопки проводились в 50 гг. XX в швейцарской экспедицией П.Коллара. Подобно другим раскопанным объектам, здание святилища Баалшамина и внутренние дворы с колоннадами были частично реконструированы. Это был один из наиболее хорошо сохранившихся архитектурных объектов Пальмиры (фото 9). В результате взврыва святилище храма разрушено практически полностью (фото 10), однако видимые архитектурные обломки больших размеров позволяют надеяться, что количество сохранившихся оригинальных архитектурных деталей значительно, а основания стен постройки могли остаться непотревоженными. Реконструкция храмового комплекса Баалшамина, учитывая его небольшие размеры потребует значительно меньшего времени и финансовых затрат, нежели, например, воссоздание "Триумфальной Арки".

Еще один целенаправленно разрушенный, значимый архитектурно-археологический объект, располагавшийся в средней части «Большой Колоннады», неподалеку от тетрапилона, - это колонна Зенобии (фото 11). На консоли этой колонны когда-то, вероятно, стояла статуя этой знаменитой пальмирской царицы, сопровождаемая двуязычной, на арамейском и греческом, пространной посвятительной надписью. В результате взрыва колонна была развалена на составляющие части. Ее восстановление, по мнению экспертов центра им. Грабаря, представляется весьма реальным.

Как было отмечено выше, башенный некрополь расположен к западу от древнего города, преимущественно вне пределов городской оборонительной стены. Большое количество этих погребальных сооружений было исследовано. Находки, сделанные при раскопках этих гробниц, составляли основу экспозиции археологического музея г. Тадмора. Погребальные башни подверглись значительным разрушениям, причем наиболее хорошо сохранившиеся из них были взрывами превращены в груду камней (фото 12).

Во время занятия города боевиками экспозиция археологического музея города Тадмор подверглась тотальному разрушению. Благодаря самоотверженной работе работников музея и сотрудников Генерального управления музеев и исторических памятников Сирии Министерства культуры САР удалось спасти около 70% экспонатов, вывезя их в Хомс и Дамаск. К сожалению, оставшиеся предметы, в основном это крупная каменная скульптура, погребальные рельефы и каменные саркофаги, мозаичные панно подверглись сильному разрушению. Сильно повреждено и само здание (фото 13). Сотрудники отделения Дирекции древностей и музеев Сирии обратили внимание российских экспертов на первоочереную задачу восстановления музея Тадмора и воссоздания его экспозиции, после чего будет возможен возврат сохранившихся экспонатов из Дамаска и Хомса и проведение их реставрации. Это направление в восстановлении Пальмиры представляется крайне важным и вполне реальным в случае стабилизации военной ситуации в Пальмире, создания вокруг нее безопасной зоны и восстановления разрушенной инфраструктуры города.

Оценивая перспективы и целесообразность охранных археологических работ в Пальмире в современной ситуации, следует отметить, что немедленные раскопки на этом памятнике не являются актуальными, но возможно археологическое наблюдение и доследование отдельных объектов в процессе реставрационных работ. Актуальным представляется охранное ландшафтно-архитектурное моделирование памятника при помощи фотофиксации с летающих дронов-квадрокоптеров. Перспективной задачей может стать создание общей тахеометрической модели всей площади античного города включая некрополи Пальмиры. Из восстановительных работ, перспективным представляются проведение реставрации святилища храма Баалшамина и воссоздание "Триумфальной Арки". Особого внимания заслуживает вопрос восстановления музея и воссоздания его экспозиции.

Ш. Н. Амиров, доктор исторических наук


 Фото 1.


 Фото 2.


 Фото 3.


 Фото 4.


 Фото 5.


 Фото 6.


 Фото 7.


 Фото 8.


 Фото 9.


 Фото 10.


 Фото 11.


 Фото 12.


Фото 13.