А. В. Мастыкова

Женский убор населения Центрального и Западного Предкавказья
в эпоху Великого переселения народов

(Доклад старшего научного сотрудника Института археологии РАН А.В. Мастыковой на заседании Ученого совета 11 июня 2009 г.)

Роль костюма  как одного из важнейших элементов материальной культуры традиционных обществ хорошо показана в современной культурологии. Костюм выполняет ряд значимых функций: социальные, биологические, сакральные, эстетические и пр. С одной стороны, он является средством самопрезентации личности, с другой – средством воздействия на других людей и представляет собой символическую систему как некий «передатчик» информации от его владельца к окружающим. Костюм, следовательно, представляет собой систему элементов и несет в себе некий образ, идею; он говорит об уровне развития и ориентированности культуры своего хозяина, о его психологии, материальных возможностях, социальном статусе.

Женский костюм в традиционных обществах является одним из наиболее устойчивых и консервативных элементов материальной культуры, он сакрализован, и его составляющие играют роль амулетов-оберегов. Все это в полной мере относится и к убору древнего населения Северного Кавказа, который является  важным источником реконструкции его культурной, политической и экономической истории. Надо сказать, что, начиная с 1960-х гг., женский убор населения Северного Кавказа эпох поздней античности и раннего средневековья стал актуальной темой исследований. Тем не менее, вопросам реконструкции северокавказского костюма IV–VI вв. как единого целого не уделялось должного внимания. Между тем на этот период, конец античности – начала средневековья (конец IV – первая половина VI в.), приходится формирование современной этнической карты Северного Кавказа, то есть начало реальной истории большинства современных северокавказских народов.

Представляется, что изучение такой важной диагностической составляющей, как женский костюм, позволит по-новому осветить некоторые проблемы истории формирования средневековой культуры в северокавказском регионе. К сожалению, текстиль и другие органические остатки одежды эпохи переселения народов на Северном Кавказе практически не сохраняются. Поэтому источником изучения костюма Западного и Центрального Предкавказья в рассматриваемое время служат в основном металлические, стеклянные и другие изделия, некогда входившие в его состав.

При исследовании различных категорий предметов стало очевидным, что женский северокавказский убор эпохи переселения народов включал значительное количество типов вещей как автохтонного, местного, так и аллохтонного, инородного, происхождения. Распространялись они в северокавказском регионе неравномерно. Выделяется два больших массива – Западное Предкавказье (от Черноморского побережья Кавказа до бассейна Кубани) и Центральное Предкавказье (от Верхней Кубани до Верхнего Терека).

К автохтонным элементам костюма отнесены  вещи, распространенные в погребениях изучаемого периода и в то же время имеющиеся в древностях предшествующего, позднеримского времени. Это – большая часть дуговидных фибул, браслеты, гривны, калачевидные и проволочные серьги, зеркала и т. д.

Выделены следующие аллохтонные компоненты: средиземноморский, восточногерманский, сасанидский и закавказский. 

Средиземноморская мода, выражается, прежде всего, в появлении костюма с фибулами-брошами и их имитациями . Костюм с брошами известен в первую очередь на Верхней Кубани и в Пятигорье (Рис. 1). В то же время такой убор, несомненно, распространялся по всему Центральному Предкавказью, т. е. в зоне формирования раннесредневековой Алании, ориентированной в VI в. на Византию.

Восточногерманское влияние выражается в распространении двупластинчатых больших и малых фибул. Костюм с большими двупластинчатыми фибулами на груди или на плечах признается восточногерманским по происхождению. Такой убор в Западном Предкавказье представлен, например, на могильнике Дюрсо под Новороссийском. По общему мнению исследователей, на ранних этапах своего существования некрополь Дюрсо принадлежал готам-тетракситам (Рис. 2). Напомню, что, согласно Прокопию Кесарийскому, готы-тетракситы происходят из восточного Крыма. Здесь они присоединяются к гуннам (утигурам), отступающим из Европы (скорее всего, после разгрома при Недао, отступления на Днепр и неудачных попыток снова вернуться в Карпатский бассейн, т. е. в 455–460 гг.), и уходят вместе с ними на Северный Кавказ (Прокопий из Кесарии… 1950. IV. 5. С. 385–388).

В женском костюме населения Западного и Центрального Предкавказья  эпохи переселения народов выделяются некоторые категории вещей сасанидского происхождения. Это каменные геммы-печати и подражающие им по форме стеклянные, реже янтарные, псевдогеммы, некоторые типы каменных бус. Металлические предметы женского убора сасанидского происхождения представлены пока лишь одной пряжкой.

Развитые военно-политические связи народов Северного Кавказа с Закавказьем хорошо известны по письменным источникам. Поэтому вызывает удивление малое количество закавказских находок конца IV – середины VI в. в Западном и Центральном Предкавказье. Однозначно к их числу можно отнести лишь гагатовые бусы, абхазские крестовидные фибулы и некоторые типы браслетов.

Поражает полное отсутствие женских вещей степного, гуннского происхождения, хотя женский кочевнический костюм хорошо известен в степях Предкавказья, хотя бы по находкам в Зеленокумске, Татарке, Воздвиженском. Это тем более странно, что хорошо известна престижность костюма кочевников среди их оседлых соседей. Создается впечатление, что оседлое население Кавказа, аланы, готы и др. не воспринимали культурные импульсы из степи, что, видимо, отражает их определенное отношение к степному населению.

Итак, по женскому костюму четко выделяются два культурно-исторических массива: «западный», протоадыгский в Западном Предкавказье (от Черноморского побережья до бассейна Кубани) и «восточный», аланский в Центральном Предкавказье (территория от Верхней Кубани до Верхнего Терека). Регион Средней Кубани вместе с Верхней Кубанью образовывал пограничную зону между двумя массивами, где распространялись элементы как «западного», так и «восточного» женского убора.

 Рассмотренный материал позволяет утверждать, что в женском костюме населения Северного Кавказа конца IV – VI в. четко выделяются аллохтонные компоненты: германский, средиземноморский (ранневизантийский), средневосточный (сасанидский), закавказский. Появление аллохтонных элементов в традиционном женском костюме свидетельствует о распространении на Северном Кавказе в эпоху переселения народов общеевропейской моды и о включении северокавказского региона в европейский культурный ареал раннего средневековья. Женский костюм населения Северного Кавказа, как чуткий индикатор, отражает этнокультурную историю, социальную структуру, культурно-политические и экономические связи региона с древним миром.

Литература

Малала, Иоанн. Хронография // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер. и коммент. А.А. Чекаловой. СПб., 2001.

Мастыкова А.В. Средиземноморский женский костюм с фибулами-брошами на Северном Кавказе в V–VI вв. // РА. № 1. 2005.

Мастыкова А.В. «Княжеская» мода эпохи Великого переселения народов и северокавказский женский костюм // РА. № 3. 2008.

Прокопий из Кесари. Война с готами / Пер. С.П. Кондратьева. М., 1950.

Рис. 1. Погребение 3 некрополя Гиляч. 1 – план погребения; 2-15 – погребальный инвентарь; 16 – предлагаемая реконструкция костюма (Мастыкова, 2005). Без масштаба.

Рис. 2. Погребение 483 некрополя Дюрсо. 1 – план погребения; 2-22 – погребальный инвентарь; 23 – предлагаемая реконструкция костюма (Мастыкова, 2008).