Электронная библиотека ИА РАН пополнилась электронной копией книги, которая, хотя и выпущена в 2004 г., до сих пор является наиболее полной историей открытий и изучения пещерной живописи на русском языке – «Альтамира: у истоков искусства». Автор книги – Екатерина Георгиевна Дэвлет, доктор исторических наук, профессор РГГУ, учёный секретарь Института археологии РАН, руководитель центра Палеоискусства ИА РАН (1965–2018 гг.).

Книга, в которой дан обзор наскальных изображений самых известных пещер Франции, Испании, Нового Света, а также Каповой и Игнатьевской пещер в России, состоит из четырех разделов. В первом  рассказывается об истории открытия и изучения пещер,  перечисляются самые известные изображения.

Второй раздел посвящён образам и сюжетам искусства палеолита, и их соотношению с древнейшими мифологическими представлениями и этнографическими наблюдениями, описанию способов создания рисунков в эпоху палеолита, а также методам, позволяющим выявить подделки.

В третьем разделе автор анализирует символы и образы наскальной живописи пещер Антильских островов. Схожесть сюжетов  с изображениями в Сибири и Монголии и их связь с шаманизмом позволяет предположить, что истоки этой общности лежат в функциональных особенностях деятельности головного мозга, порождающих бинарность  человеческого мышления.

Четвертый раздел повествует о судьбе наскальных изображений в исторический период: о том, как их воспринимали в средние века, Новое время, и об удачных способах музеефикации и создании полномасштабных копий, как для исследований, так и для показа широкой публике.

Начинает и замыкает книгу драматическая история Альтамиры – памятника, который был сначала не признан официальной наукой, затем, после признания, пережил всплеск интереса, который впоследствии чуть не погубил его. Не менее трагичной была и история первооткрывателя памятника – испанского археолога-любителя Марселино Санс де Саутуола, который в 1879 г. обнаружил росписи в пещере: точнее, их увидела восьмилетняя дочь ученого, Мария. Ее знаменитую фразу: «Папа, гляди, волы!» позже сравнили с криком матроса с корабля Колумба, который первым увидел землю на горизонте, и этим положил начало новой страницы мировой истории. Но научное сообщество не принимало открытие вплоть до начала ХХ в., до того времени, когда были обнаружены росписи в других пещерах. Саутуолу обвинили в фальсификации, и он умер, так и не получив признания, измученный спорами с оппонентами и назвавший историю открытия «горем, которое пройдет лишь со смертью».

Екатерина Георгиевна написала книгу «Альтамира. У истоков искусства» в 2003 г., после защиты докторской диссертации. 

«У Кати было собрано много интересного материала, по соображениям жанра, не вошедшего в книгу, послужившей основой диссертации - «Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.: Научный мир, 2002», – вспоминает Эдуард Аркадьевич Грешников, муж Екатерины Георгиевны. – «Пегтымельская эпопея» (прим. речь идёт об экспедициях Е.Г. Дэвлет на Чукотку) ещё не началась, и была потребность добавить в  историю изучения наскального искусства интересные эпизоды, вошедшие позже в книгу, которые Катя излагала в беседах с особым блеском в глазах. Прежде всего это была история маленькой Марии. Почему-то очень долго и тщательно Катя уточняла, сверяясь по разным источникам и переписываясь со специалистами, какую именно фразу произнесла маленькая девочка, увидев впервые изображения на стенах пещеры Альтамира. Еще ее очень забавляла легенда про зверя-мамонта, который рыл подземные норы-ходы.

В этот период она очень тесно общалась с членами московского культурно-просветительского общества «Алетея», которые в арендованном помещении школы на ул. генерала Захарова организовали гуманитарный центр, кружки и секции для детей в духе классического филологического образования. Великолепные греческие статуи и барельефы в фойе, потрясающий сад с фонтаном во внутреннем дворе, невиданные интерьеры, оформленные детьми под руководством талантливых специалистов-художников, греческий язык и латынь, художественная лепка, заграничные поездки детей в стиле культурного туризма и экологические экспедиции – все  это создавало творческую атмосферу в общении с людьми, вложившим в это начинание свою душу (и деньги). Катя часто посещала тогда этот центр. Кто-то из руководителей «Алетеи», всерьёз интересовавшихся историей и искусством, предложил ей издать книгу, так как общество занималось еще и издательским делом. Так появилась «Альтамира. У истоков искусства».

Изображение на Большом плафоне Альтамиры

9 октября 2019 г. в странах Европы впервые был отмечен День наскального искусства. Эта дата выбрана не случайно: в письме от 9 октября 1902 г., которое было адресовано Марии де Саутуола, известный французский археолог Эмиль Картальяк признал ошибку всего научного сообщества, отрицавшего открытие ее отца и не признававшего палеолитического возраста росписей Альтамиры и других пещерных памятников.

Полный текст книги можно загрузить по ссылке.


Выходные данные книги:
Дэвлет Е.Г. Альтамира: У истоков искусства. М.: Алетейа, 2004. 277 с.