В 2019 г. Институт археологии РАН выполнял комплексные работы по изучению и музеефикации фундаментов древнейшего каменного здания Тулы – Успенского собора. Работы велись отделом сохранения археологического наследия (руководитель проекта Энговатова А.В.)  в связи с юбилейными мероприятиями к 500-летию Тульского кремля.  В ходе вещевой коллекцией, собран значительный остеологический материал– около 3700 фрагментов костей животных. Из их числа определено не менее 75% видового состава Здесь представлен типичный для древнерусского города набор домашних копытных (коровы, овцы, козы, свиньи и лошади), из которого выделяется находка обломка кости нижней части голени от правой задней конечности верблюда (Camelus sp.).


Сравнение кости верблюда из Тульского Кремля (справа) и кости верблюда из Хорезма (определение В.И. Цалкина)

Сохранность фрагмента неудовлетворительная, что характерно для переотложенных костных остатков: вероятно, он происходит из самых нижних напластований XVI в. Размеры и специфическая анатомическая форма обломка однозначно свидетельствуют о его принадлежности большеберцовой кости взрослой особи. Однако этих параметров недостаточно для однозначного ее отнесения к конкретному виду: к дромадеру (одногорбому) или к бактриану (двугорбому); невозможно также установить пол животного. И все же размеры обнаруженной кости достаточно крупные, что может соответствовать или характеристикам бактриана, или его гибрида с дромадером. Такие гибриды, широко распространенные в Османской империи, по размерам не уступали родительским особям, но отличались выносливостью и спокойным нравом.


Гравюра из книги Луиджи Фернандо Марсильи, (изданной в Амстердаме в 1732 г.) русский перевод:  «Военное состояние Оттоманския империи с ея приращением и упадком. = Военное состояние Оттоманской империи». Сочинено чрез графа де Марсильли члена Парижския королевския академии наук и Монпельерския также Лондонскаго королевскаго социэтета и основателя Болонскаго института.; Все украшено грыдорованными листами. [Перевел В.К.Тредиаковский]. печатано при Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург, 1737 г. 

Находки останков верблюда на древнерусских поселениях лесной зоны крайне редки. Самые ранние из них связаны с боршевской культурой и происходят из слоев городища Боршево-1 (на Дону, южнее Воронежа). Здесь среди 2882 остеологических находок найдено 6 костей этого млекопитающего. Череп верблюда обнаружен в могиле среди 25 перезахороненных человеческих черепов при раскопках А. В. Селиванова 1888 г. в Старой Рязани. Последние по времени находки останков этого животного были сделаны в (2004–2015 гг.) на Житном раскопе в Рязани и в Тайницком саду Московского Кремля (2007 г.).

Для Тулы и ее округи находки останков верблюда уникальны (если учитывать общую археологическую изученность региона), но вполне предсказуемы. Через город пролегал один из путей, по которому происходила торговля Москвы с южными землями, в том числе с Крымом и Османской империей. Верблюды использовались как вьючные животные в составе караванов с товарами и не являлись для русских большой диковинкой.

Страница 194 из книги Лицевой летописной свод XVI века. Русская летописная история. Книга 22. 1553–1557  гг.
М.: ООО "Фирма "АКТЕОН", 2014. – 558 с.

Кроме того, верблюды составляли часть военного обоза при многочисленных набегах на Москву в XVI в. Например, противодействуя походу крымского хана в 1555 г., И.В. Шереметев захватил «царев кош» из «лошадей с шестьдесят тысящь да аргомаков з двесте да восмьдесят верблюдов». Широкого распространения и хозяйственного применения на Руси  верблюды не получили, оставаясь, по сути, экзотическими животными,  которых могли использовать для великокняжеских и царских потех, или в качестве недвусмысленных дипломатических даров. Например, в 1465 г. на просьбу псковичей «поставити владыкоу во Псков, нашего же псковитина» великий князь и митрополит ответили отказом «зане же искони не бывал… и подариша посла верблоудом».

Верблюды были хорошо известны русским образованным людям, так как упоминались в Ветхом и Новом Завете, а также в околобиблейских преданиях, притчах и бестиариях; их изображения встречаются на фресках, миниатюрах и иконах. Сравнение с верблюдом используется для описания более редких животных и птиц: «струфокамил» – страус, «велбудопардус» – жираф.

В то же время в повседневной жизни верблюды были редкостью, что и отражает крайне малое количество находок, фиксирующих их пребывание в древнерусских городах, в основном, заокских. Об этом свидетельствует и находка останков этого животного в тульской крепости.

Е.Е. Антипина, Е.Ю. Полянская, А.В.Энговатова