В последние дни апреля в Большом Гнездниковском переулке, при работах по прокладке инженерных коммуникаций, было обнаружено характерное для последних лет XVII – первых десятилетий XVIII в. надгробие. Это почти квадратная массивная плита из белого камня, рассчитанная на установку в стену храма. У плиты пышная резная рама, в рисунке которой – переработанные растительные мотивы (листья аканфа), их активно использовали в архитектурном декоре с эпохи нарышкинского стиля, с последней трети XVII в.


Белокаменная надгробная плита Марии Плещеевой

Прямоугольное поле плиты заполняет длинная надпись в 10 строк (последняя заходит на раму). Надпись «обронной работы», то есть буквы высоко выступают над утопленным фоном. Мастер использовал вязь – особый вид письма, при котором знаки причудливым образом соединяются друг с другом: срастаются, вписываются, ставятся друг под другом, сокращаются (для чего используют специальный знак – титло) а также выносятся над строкой. Такое письмо требует большого искусства и в исполнении, и (отчасти) в прочтении. Тщательно нарезанное, оно создает исключительно красивые шрифтовые композиции. Образец такой искусной, чрезвычайно изощренной и изобретательной работы представляет найденная плита. Но дело не только в красоте. Очень интересен текст.


Фрагменты надгробной белокаменной плиты Марии Плещеевой

На плите можно прочесть следующее:
В лѢто от Сотворения мира 7211го году // а от Рождества Христова 1702го но//еврия 20 (..) числу во 2 четверти 6го ча//са нощи на память иже во святых // отца нашего Павла архиепископа // Константина града исповедника // преставися раба Божия ближнего стольни//ка Семеона Феодоровича ПлещѢева дщерь // девица Мария Симоновна // от рождества свое(го) в 19(е) лѢто.

Итак, найденная таблица отмечает смерть Марии, дочери стольника Семена Федоровича Плещеева, которая ушла из жизни очень рано, на 19-м году.


Верхний правый угол и нижняя часть надписи

Оформление плиты указывает на период упрочения связей России с Европой, о чем говорит характерный признак переходного периода: год смерти указан сначала от Сотворения мира (так отсчитывали время в Древней Руси и Московском царстве), а затем и от Рождества Христова, (как было принято в западном христианстве). Традиции пока перевешивают новшества: в обоих случаях год написан не арабскими цифрами, а буквенной цифири, где буква, над которой поставлено титло, превращалась в цифру. Поэтому привычный нам 1702-й выглядит как буквы ЗСАI (7211 от Сотворения мира), и как буквы АЩВ (от Рождества Христова).

В целом находка плиты неожиданно помогла внести уточнения в историю России начала XVIII в. Дело в том, что оказалась она в переулке не случайно: ее нашли недалеко от того места, где с XVII в. стояла приходская церковь Гнездниковской слободы во имя святого Николая. В церкви хоронили и других Плещеевых, в их числе отец Марии, Семен Федорович (+1683), и его брат, Федор Федорович (+1702). Мы знаем об этом из описания их плит (сделано в конце XIX в.), где приведены надгробные надписи с досок. Федор Шереметев действительно близкий Петру I человек: царь даже распорядился сделать его восковую маску. Умер он молодым, в 30 лет, от горячки. Причем тоже в начале 20-х чисел ноября 1702 г. То есть безвременная кончина дяди и племянницы явно связана с заразной болезнью.


Церковь Николая Чудотворца в Гнездниках. Фото 1881 г.

К сожалению, мы не можем познакомиться с другими материалами Никольской церкви и ее некрополя: в 1930 г. храм был разрушен. И находка в переулке – случайно уцелевший, но ценный фрагмент нашего прошлого.

Ведь род Плещеевых один из старомосковских служилых родов, он восходит к XIV в. В XVII в. было несколько ветвей Плещеевых, их биографии мы знаем далеко не полностью. Текст надгробия уточняет эти знания, начиная от даты смерти: в литературе обычно указывают, что Федор Плещеев умер в 1701 г., но на обеих плитах отчетливо читается 1702-й.


Надгробная плита Марии Плещеевой в Музее Москвы

Исторических сюжетов, которые возникают при изучении плиты, очень много. Дальнейшие исследования будут вестись совместно с Музеем истории города Москвы (куда плита передана). Они должны раскрыть, почему одна из семей Плещеевых связана с церковью в Гнездниках и уточнить интересную судьбу их земельной собственности для владельческой истории Москвы. 

Л.А. Беляев (Институт археологии РАН)
Е.Н. Святицкая (Музей Москвы)


Новость в СМИ:

ТАСС
Агентство городских новостей Москва
Сайт Министерства науки и высшего образования