В ноябре 2017 г. более трех недель в Бурзянском районе Республики Башкортостан работала Международная экспедиция по реставрации палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш, известной в научных кругах как Капова пещера. Уже не первый год здесь ведутся работы под руководством опытного реставратора Эудаля Гийаме. Он был рекомендован к сотрудничеству с Правительством Башкирии, заботящимся о сохранности расположенной на территории Республики уникальной пещеры с палеолитическими рисунками Шульган-Таш (Каповой), всемирно известным Музеем Альтамиры (Альтамира - пещера на севере Испании, открытая еще в 1879 году и ставшая своего рода символом древнейшего художественного творчества). В настоящее время в мире известно 43 региона наскального искусства в пещерах и под открытым небом, которые включены в Список культурного наследия ЮНЕСКО. Однако в России доля номинированных объектов ничтожно мала в сравнении с действительным объемом культурного достояния и его разнообразием. Это делает особенно своевременным запрос Правительства России на продвижение в список ЮНЕСКО силами субъектов Федерации выдающихся образцов культурного и природного наследия.

Одним из таких памятников является пещера Шульган-Таш (Капова). По поручению Правительства Республики в сотрудничестве с Научно-производственным центром по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан ведутся тщательные работы по консервации и исследованию выдающихся образцов первобытного искусства России. В Шульшан-Таш (Каповой) живопись в пещере представляет собой самые восточные достоверно документированные произведения пещерного искусства. Наиболее вероятные временные интервалы для изображений на стенах и сводах составляют от 13 до 26 тысяч лет, но не исключена и более ранняя дата – до 37 тысяч лет.

Раскрытие рисунков под руководством Эудаля Гийаме проходило в течение 22 дней. Ранее специалист из Андорры проводил аналогичные работы во французской всемирно известной пещере Арси-сюр-Кюр, где из-под кальцитовых натеков были раскрыты многие красочные изображения. Основная проблема сохранения пещерных изображений связана с натеками кальцита, которые, с одной стороны, служат своего рода природным стабилизатором, позволяющим сохранять нанесенные краской фигуры и знаки. С другой стороны, слишком мощные образования становятся непрозрачными и скрадывают изображения. С этой проблемой уже давно столкнулись в Европе, где известно около 300 памятников искусства в пещерах и гротах, многие из которых открыты для посещения публикой, поэтому приглашение опытного специалиста стало оправданным решением, которое позволяет осуществлять реставрацию в уральской пещере с учетом мирового опыта. Ранее, в 1970-х годах, в пещере уже были сделаны некоторые небезусловные реставрационные работы. Их результаты заставили с наибольшей тщательностью подойти к выбору реставратора. Возможность перенять у Эудаля Гийаме хорошо зарекомендовавшие себя технологии и подходы в реставрации пещерного искусства, а также систематичность и последовательность, проявленная НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан, взявшего на себя сложную роль лидера в выполнении этого трудоемкого, сложного и долговременного проекта, дало поразительные результаты.

В Шульшан-Таш (Каповой) пещере применялся хорошо зарекомендовавший себя метод расчистки с использованием электромеханических бормашин, который позволяет за один проход удалять минимальный объем кальцита, предотвращая тем самым возможность повреждения красочного слоя.

Работы по раскрытию проводились в рамках многолетнего проекта по очистке пещеры от посетительских надписей, инициированного НПЦ. Сотрудники НПЦ прошли обучение у Эудаля Гийаме и на равных принимали участие в работах по расчистке рисунков.

К сожалению, к чужим успехам не преминули присоединиться специалисты из МГУ, воспринявшие чужую работу как собственную победу и проанонсировавшие данное открытие в масс-медиа. Поскольку сотрудники МГУ участия в реставрационных работах не принимали, это объясняет существенные неточности информации, скоропалительно распространенные средствами массовой информации с подачи пресс-службы уважаемого учреждения. С дистанционным знакомством с открытием связаны и суждения, что представлен в пещере «рисунок фигуры верблюда, выполненный красной охрой и частично оконтуренный черной линией, нанесённой древесным углём».

Итак, в Бурзянском районе Башкортостана обнаружено под толстым кальцитовым натёком реалистичное, выполненное тщательно и со знанием натуры изображение…. двугорбого верблюда. В настоящее время эта фигура составляет левый фланг композиции, известной как «лошади и знаки». Контур задней части животного и ранее был виден из-под расчищенной еще в конце 1970-х годов плоскости (к этой расчистке предъявлялось немало претензий, которые были учтены в ходе разработки текущей стратегии консервационных мероприятий и их методики). Пару лет назад именно в этой части композиции был высверлен образец кальцитового натека для уран-ториевого датирования, давший интервал от 14 до 37 тысяч лет назад. Совокупность этих данных делает биографию выявленного верблюда практически безупречной, а достоверность изображения не вызывает сомнения.

В указанный временной интервал климат на территории Южного Урала был более суровым и холодным, но это вовсе не является препятствием, а напротив – может рассматриваться как благоприятный фактор для расширения (в сравнении с современным) ареала обитания верблюдов. Тундро-степные пространства были значительно большими, чем нынче, активнее рассекали лесные массивы, а, следовательно, и верблюды имели больший ареал обитания, чем ныне. Они соседствовали с мамонтами, шерстистыми носорогами и другим животными, чьи образы составляют эталонный изобразительный ряд искусства ледниковой эпохи и представлены в искусстве Шульган-Таш. Находки костей верблюдов нередки на Южном Урале и в Западной Сибири. В древнейшем искусстве каменного века верблюды редки, но известны на гравировке мамонтового бивня из окрестностей г. Парусинка в Западной Сибири с радиоуглеродной датой самого бивня около 13000 лет, а также в пещере Хойт-Ценкер-Агуй из Монголии. Обоснование палеолитического возраста искусства этого памятника убедительно, хотя изображения и были подновлены. С I тыс. до н. э. изображения верблюдов многочисленны на предметах кочевнического искусства и встречаются в Оренбургских степях и Казахстане. Мастера Евразийских степей достигли высокого мастерства в изображении этих животных.

Фиксация изображения из пещеры Шульган-Таш (Каповой) в инфракрасном диапазоне, проведенная по приглашению Правительства Башкортостан специалистами из Института археологии Российской академии наук, показала, что краска была приготовлена путем смешения красной охры и угля. Наличие добавки угля дает возможность увидеть контуры изображения на снимках в инфракрасном диапазоне; линия обводки отсутствует, хотя при разглядывании обычных снимков оптические иллюзии играют с восприятием злую шутку. Анализ цвета красок с использованием атласа цветов (позволяющих объективно сопоставлять оттенки) и сравнительная фотосъемка в ближнем инфракрасном диапазоне изображения верблюда и находящейся рядом с ним трапеции показала, что были нанесены идентичными красками. Работа по исследованию репертуара образов пещерного искусства каменного века на Урале продолжаются.