Весной 2015 года сотрудники Сочинской экспедиции Института археологии РАН проводили охранно-спасательные исследования на территории Аксайского района Ростовской области, в зоне строительства международного аэропорта «Южный».

Объектом исследования явились шесть курганных могильников, всего было изучено 29 курганов. Проведенные раскопки позволили обнаружить ряд погребальных комплексов, относящихся к разным периодам. Часть выявленных погребений относится к катакомбной и срубной (рис. 9) культурам среднего и позднего бронзового века, несколько захоронений принадлежало средневековым кочевникам (XII-XIV вв.). Однако подавляющее большинство раскопанных комплексов датируется I в. н. э. Они принадлежали кочевникам-сарматам. К сожалению, большинство из них было ограблено еще в древности.

Настоящей удачей для экспедиции явилось обнаруженное в кургане 1 могильника Чеботарев V нетронутое грабителями богатое погребение сарматского времени (рис. 1, 2). Могильная яма прямоугольной формы располагалась в центральной части кургана, ее глубина от древней поверхности составила более 4 м, в центральной части ямы были сделаны заплечики, на которых располагалось деревянное перекрытие могилы.

У края могильной ямы, на древней поверхности, расчищен комплекс предметов, включающий в себя принадлежности конской упряжи и более 100 железных наконечников стрел. Среди конской упряжи следует отметить находки серебряных фаларов, ременных разделителей с деталями, выполненными в технике перегородчатой эмали.

На дне ямы открыт скелет человека, сопровождавшийся разнообразным и богатым инвентарем. Судя по составу погребального инвентаря, погребение принадлежало женщине. У головы погребенной находились золотые серьги с цепочками-привесками (рис. 3), у левого плеча лежало бронзовое зеркало. Ворот одежды был украшен штампованными золотыми бляхами из золотого листа в виде стилизованной головы барана. Рукава платья расшиты разноцветным бисером в сочетании с золотыми треугольными рифлеными и полусферическими бляшками (рис. 4). На каждой руке находился золотой браслет (рис. 5). На груди погребенной расчищены разнообразные бусы, среди которых особенно следует выделить находку геммы с однострочной финикийской или раннеарамейской надписью (рис. 6). У таза погребенной лежал золотой флакон (рис. 7).

У правой руки раскрыты фрагменты деревянного блюда, радом с которым стояла глиняная кружка. В ногах погребенной располагались фрагменты бронзового ковша (рис. 8). Внешняя поверхность его ручки покрыта растительным орнаментом в сочетании с изображением медузы-горгоны. В северо-восточной части могильной ямы располагались 4 керамических сосуда.

В западной стенке могильной ямы был сделан небольшой тайник, в котором обнаружены разнообразные железные предметы: ножи, мотыжки, заготовка меча с волютовидным навершием, а также серебряный сосуд с зооморфной ручкой и фрагменты двух фибул.

По совокупности обнаруженного в захоронении инвентаря оно датируется началом I в. н.э. и может быть связано с представителями сарматской элиты.

к.и.н. Р.А. Мимоход, к.и.н. П.С. Успенский 


Рис. 1


Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9