Смоленская археологическая экспедиция Института археологии приняла в 1999 г. эстафету археологической экспедиции Московского университета, начавшей раскопки в городе в 1951 г. Основные работы 2014 г. развернулись в центральной части Смоленска – на Соборной горе и на соседних возвышенностях в районе Георгиевского ручья. Разведочные шурфы и раскопы носили охранный характер и закладывались, как правило, на местах реконструкции жилой застройки. Всего за сезон обследован 21 участок (рис. 1).

Главная «интрига» сезона была связана с обнаружением на Соборной горе лепной керамики (рис. 2). Находки лепной керамики на Соборной горе впервые были сделаны одним из зачинателей смоленской археологии А.Н.Лявданским ещё в 1925 г., но эти материалы погибли в годы войны. В литературе последних десятилетий устойчиво повторялась версия, что на Соборной горе было городище дославянской тушемлинской культуры V–VII вв. н.э., а славянские материалы IX-X вв. отсутствовали.

Новые, хотя и относительно малочисленные, находки сезона 2014 г. на Малой Школьной улице, а также находки 2011 г. с соседней улицы Металлистов показывают, что на Соборной горе есть материалы конца I тыс. н.э., которые находят аналогии в курганных древностях Смоленщины IX – начала X в. Этот вывод о датировке лепной керамики был поддержан профессором E. А. Шмидтом (рис. 3), который ознакомился с ней. Широкое распространение находок лепной керамики IX-X вв. по северо-восточному склону Соборной горы показывает, что поселение на холме, возможно, имело довольно значительные размеры.

Наиболее существенные результаты получены при работах на северном склоне Соборной горы на Школьной улице (рис. 4). Раскопки ещё раз показали, насколько яркой была городская культура Смоленска XII– XIII вв. Культурный слой насыщен обломками привозных амфор, кирпичей-плинф от разрушенных построек, стеклянными браслетами, местной городской высококачественной керамикой, сделанной на гончарном круге из беложгущейся глины и орнаментированной под горлом сосуда расчесами гребня, рядами насечек или волнообразной линией (рис. 5).

На углу улиц Соболева и Школьной были вскрыты остатки древнерусского храма, исследования которого были начаты еще в 1989 году известным археологом Н.В. Сапожниковым, учеником профессора Д.А. Авдусина. Более тщательный анализ сведений письменных источников и новых данных из раскопок позволили выдвинуть гипотезу о названии этой церкви – Лазаревская, в честь Лазаря четырехдневного, небесного патрона одного из первых смоленских епископов Лазаря (рис. 6, 7).

Вторым важным пунктом работы были раскопки на Смядыни. В работе участвовали студенты Исторического факультета Смоленского университета. В задачу работ входило изучение палеоландшафтов долины Днепра в районе устья речки Смядыни, где в 1015 г. был убит св. благоверн. кн. Глеб. Удалось получить доказательства тому, что русло Днепра в последние несколько столетий смещалось с юга на север. Древних слоев старше XV–XVI вв. в пойме Днепра на этом участке нет (в отличие от района Гнёздова). Однако в тыловой части поймы у подножия террасы, на кромке которой сохранились руины Васильевского храма XII в., на глубине 4 м были обнаружены илистые отложения старицы. Дату прекращения существования древнего русла покажут данные радиоуглеродного анализа древесных остатков из старичных отложений. В XII в. старица уже не существовала, у подножия террасы накапливались речные отложения, в толще которых на глубине 2 м обнаружен горизонт с находками керамики конца XI – начала XII в. Это горшки со следами нагара, изделия характерного смоленского городского производства; однако имеются и чуть более ранние сосуды с волнистым орнаментом. Таким образом, данные для реконструкции исторического ландшафта получены, хотя и требуют дальнейших исследований.

На другой окраине города, восточной, близ устья ручья Малая Рачевка также была произведена шурфовка прибрежных отложений. И здесь был собран довольно богатый вещественный материал домонгольского Смоленска, ничем не отличающийся от таких же коллекций из центра города.

Вырисовывается картина значительного и почти непрерывного распространения культурных остатков древнего Смоленска XII-XIII вв., начиная от Смядыни на западе и, вероятно, кончая долиной ручья Протока на востоке. По прямой это 5 км. Пусть и не все участки берега Днепра на этом протяжении могли быть в те века плотно заселены, но, тем не менее, размах города поражал не только средневековых путешественников, но и теперь оказывает сильное впечатление. Это был действительно большой город. Для сравнения скажем, что Москва того времени занимала пространство всего в несколько сотен метров вдоль берега Москвы реки и Неглинной.

В связи с этим обращает на себя внимание вопрос важности и необходимости для историков и археологов Смоленска более глубокого, чем прежде, исследования проблемы взаимосвязи топографии домонгольских храмов города с одновременным им культурным слоем Смоленска XII-начала XIII вв. Преобладающее мнение в науке сегодняшнего дня состоит в том, что первоначальный Смоленск (предположительно начала XI в.) следует искать на высотных площадках города – Соборной горе, Георгиевском холме или схожих высотах по соседству с ними. Однако обратим внимание на то, что поселение протогородского типа Гнездово приурочено к краевой части первой террасы и высокой пойме. В тот период времени река имела пониженный по сравнению с современным уровень паводковой активности, пойма редко заливалась, внешняя опасность для такого крупного поселения практически отсутствовала. Поэтому вполне логично предположить, что и первоначальный торгово-ремесленный Смоленск возник и развивался аналогичным образом - близко от берега реки на пониженных участках долины. Это косвенным образом подтверждается и результатами археологических работ на улице Соболева, проведенных Д.А. Авдусиным еще в 1950-60-х гг. Здесь также, как и на Соборной горе, присутствует в небольшом количестве лепная керамика предположительно конца X-начала XI вв. Строительство в XII веке многочисленных приходских, княжеских и епископских церквей вдоль берега Днепра прямо свидетельствует о наличии в этом районе многочисленного населения. Иногда расстояние между церквями вдоль Великой улицы (ныне Соболева и Краснофлотская) не превышало 150-250 м. Все это говорит нам о том, что торгово-ремесленная жизнь бурно развивалась именно в прибрежной полосе древнего Смоленска.


                                                                                                                                                              1

 2

 3

 4


                                                                                                                                                              5

 6

 
                                                                                                                                                              7