Ученые Института археологии РАН при раскопках в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Великом Новгороде обнаружили множество фрагментов фресок, относящихся к первой трети XII века, в числе которых были наиболее ценные для ученых – лики святых. Исследователи рассчитывают воссоздать из этих находок целостные композиции, что позволит открыть новое «окно» в мир древнейшего русского искусства.

Новгородская археологическая экспедиция ИА РАН в этом полевом сезоне проводила масштабные раскопки в алтарной и подкупольной части Георгиевского собора – одного из древнейших соборов Руси, его строительство было начато в 1119 году. В результате были обнаружены древние конструкции, в частности, синтрон – епископская скамья в главном алтаре, плиты древнего пола, древние престолы, а также уцелевшие в нижней части стен фрески с декоративными орнаментальными композициями, изображающим полированный мрамор.

Однако наиболее интересные были сделаны при переборке и просеивании отвалов из вынутого при раскопках грунта – это огромное количество фрагментов первоначальной живописи собора, относящейся к 1120-м годам. Среди этих фрагментов было несколько ликов, которые дают представление о стиле и направлении росписи собора, а также надписи-граффити.

«Находка даже фрагмента лика или орнамента из другого, неизвестного до того комплекса, воспринимается как сенсация. И каждый, даже незначительный фрагмент дополняет общую картину развития древнерусской фресковой живописи, делает ее сложнее и богаче. В лике же сосредоточена вся философия, весь внутренний мир той эпохи. Такая находка – это окно в прошлое, это возможность еще раз увидеть художественные и духовные идеалы далекого времени», - говорит руководитель экспедиции Владимир Седов.

От домонгольского времени практически не сохранилось целостных древнерусских фресковых комплексов. Полностью дошли до нас лишь росписи в соборе Мирожского монастыря в Пскове, и частично в некоторых других храмах и монастырях Новгорода, Старой Ладоги, Владимира и Суздаля. Найденные теперь в Георгиевском соборе росписи не похожи на остальные новгородские росписи первой половины XII века – судя по всему, храм был расписан массой мелких фигур с небольшими ликами, это был грандиозный сонм святых, считают исследователи.

«Живопись очень «графичная», то есть там не так много цвета, а много контура. Это необычная черта. Это находит параллели в некоторых византийских памятниках конца XI века. Но мы не можем с уверенностью сказать, были ли это византийцы или русские художники. Надписи на фресках сделаны по-русски. Для некоторых этого достаточно, чтобы сделать вывод, что художники тоже были русские», – отметил Седов.

Общее число найденных фрагментов фресок составляет сотни тысяч, хотя в процентах от предполагающейся площади живописи древнего собора он составляет всего 7-10%.

По словам Седова, все найденные фрагменты будут исследованы, и есть шанс, что из них удастся собрать одну или несколько целостных композиций. Кроме того, ученые в следующем году рассчитывают продолжить раскопки как внутри, так и с внешней стороны, у стен собора, где также могут быть фрагменты фресок.

1, 2, 3 - фрески с фрагментами ликов
4 - фрагмент граффити

© Институт археологии Российской академии наук