В июле 2014 г. проведен 15-й сезон работы Ростиславльской экспедиции Института археологии РАН, исследующей городище летописного Ростиславля Рязанского, а также городище раннего железного века, расположенное в мысовой части городской площадки. Результаты работ 2014 г. полностью перевернули ряд представлений и гипотез, сложившихся в ходе предшествующих исследований.

Прежде всего, поиски въезда в город на краю вала, обращенном к р. Оке (т.е. там, где он должен был бы находиться по всем правилам средневековой фортификации), не увенчались успехом. Хотя именно в этом месте в валу находилось понижение, внешне похожее на такой въезд, заложенный здесь раскоп вскрыл только обычную линию городней, заполненных суглинком, т.е. остатки древо-земляной стены, аналогичные исследованным ранее на другом участке оборонительной линии.

Еще более неожиданным и важным для реконструкции фортификации Ростиславля стали результаты раскопок у подножия вала городища раннего железного века, использовавшегося в эпоху средневековья в качестве городской цитадели. Здесь при раскопках прошлых лет был зафиксирован ров шириной 3-4 м, проведенный у самого подножия древнего вала. В 2014 г. была вскрыта вся поверхность рва вдоль восточного края вала и установлено, что этот ров, постепенно сужаясь (до 2-3 м), заворачивал на террасовидный уступ, опоясывающий мысовую площадку городища, который ранее рассматривался как эскарп. В свете новых открытий приходится признать, что в действительности эта терраска может являться остатками рва, прокопанного по склону городища в эпоху средневековья. Подобные фортификации для древнерусской эпохи практически не известны и никогда ранее не исследовались методами археологии.

Наиболее интересные находки сезона происходят с площадки городища раннего железного века, на которой уже 15 лет исследуются остатки «длинного дома» IV-II вв. до н.э. В нынешнем сезоне вскрыт очередной участок этого строения, однако самые интересные находки были сделаны в слоях позднедьяковского времени и средневековых отложениях. Среди них наиболее выдающейся является, безусловно, находка бронзовой фибулы с эмалями мощинского круга. Это первая находка такого рода на Ростиславле. Именно этим она и удивительна – ведь городище продолжало существовать здесь вплоть до V в. н.э., т.е. в то самое время, когда украшения с цветными эмалями получили широкое распространение в бассейне Оки. Отсутствие таких украшений здесь вызывало недоумение. И вот первая находка такого рода сделана: и хотя она не отличается изяществом и представляла собой довольно грубую копию с несохранившегося оригинала, само ее существование ставит Ростиславль в ряд поселений, где бытовали эмалевые украшения.