Актовые печати остаются редкими находками на археологических памятниках центральных районов Ростово-Суздальской земли. В Суздале и Ростове за всю историю их археологического изучения найдено лишь по 2 печати, 6 находок происходит из Владимира. Основным источником новых сфрагистических поступлений в этом регионе в последние десятилетия являются несанкционированные раскопки и сборы частных лиц. Потенциал подобных находок как исторических источников в значительной степени обесценивается отсутствием точных географических привязок и недокументированным археологическим контекстом. Среди немногочисленных вновь найденных печатей, полученных в результате научных полевых исследований и имеющих в силу этого надежный археологический паспорт, – булла с селища Мордыш 1 на р. Нерль.

Печать обнаружена в 2012 г. в ходе обследования селища  на распаханной поверхности вместе с большой серией средневековых вещей и керамики. Ее диаметр - 23-27 мм, толщина 2,0-2,5 мм. На одной стороне печати помещено изображение архангела Михаила в рост с жезлом в правой руке и со сферой в левой. Справа, под крылом, колончатая надпись «МIХАIЛ», вокруг точечный ободок. На другой стороне печати изображение св. Георгия в полный рост с копьем в правой руке и со щитом в левой. Слева колончатая зеркальная надпись «ГЕОРГIО», надпись справа («О АГIОС») не видна, вокруг точечный ободок.

Актовая печать, найденная на селище Мордыш 1

Тип печатей с изображениями святых на обеих сторонах составляет наиболее многочисленный разряд в древнерусской сфрагистике XI–XIII вв. Н.П. Лихачев, а вслед за ним В.Л. Янин убедительно атрибутировали их как личные печати князей. При этом на одной стороне буллы оттискивалось изображение святого патрона князя, а на другой – его отца. Владелец печати, обнаруженной на селище Мордыш 1, таким образом, именовался Михаилом Юрьевичем или Юрием Михайловичем. Представляется возможным отнести ее к заметной фигуре в политической истории Руси 1160–1170-х гг., одному из младших сыновей Юрия Долгорукого, князю Михалке Юрьевичу.

Известно уже две печати, оттиснутые теми же матрицами, что и публикуемая булла, но ранее не была проведена их персональная атрибуция. Первая обнаружена на Новгородском городище, вторая – на селище Могутово 2 в Щелковском р-не Московской области.

Актовая печать Михалки Юрьевича. Прорись И.В. Волкова по 3 экземплярам

Селище Мордыш 1 входит в состав Васильковского археологического комплекса – крупного гнезда средневековых поселений на правом берегу Нерли между Суздалем и Владимиром. Комплекс включает четыре компактно расположенных селища общей площадью 23 га, небольшое мысовое городище с культурным слоем железного века и средневековья и остатки нескольких курганных групп с частично сохранившимися или полностью снивелированными насыпями. А.С.Уваровым в 1851 г. здесь было исследовано около 300 курганов. Период существования центрального поселения – селища Васильково 1 (площадь его около 13 га)  охватывает X–XIII вв., включая вторую половину этого столетия. Селище Мордыш 1, отделенное от Васильково 1  небольшим оврагом, внешне ничем не выделяется среди общей массы суздальских селищ.  Площадь его составляет около 6 га, а большинство собранных здесь находок – в коллекции около 130 предметов – можно считать обычными для сельских поселений XII–XIII вв. Тем не менее, помимо печати в коллекции выделяется еще несколько предметов, не характерных для повседневного обихода рядовых сельчан. Это бронзовая книжная застежка, целый энколпион, фрагменты крестов-складней и фрагмент украшения белого металла (серебра?), декорированного зернью, возможно, колта.

Вещевые находки с селища Мордыш 1

Присутствие на ряде селищ Суздальского Ополья некоторых категорий вещей, не соответствующих традиционным представлениям об уровне бытовой культуры и потребления рядового сельского населения, было выявлено в последние годы после первичной систематизации большой коллекции средневековых вещевых материалов, собранных в ходе обследований и раскопок. Серии подобных вещей зафиксированы на 25 поселениях, обследованных в 2001–2011 гг. Условия находки не позволяют установить связь  печати с изображением архангела Михаила и св. Георгия, найденной на селище Мордыш 1, с конкретными сооружениями или усадьбами. Однако следует отметить, что перечисленные артефакты, выделяющиеся из «обычного» набора, обнаружены на одном участке размером 45 х 10 м. Таким образом, актовую печать из Мордыша нельзя рассматривать как обособленную находку, она представляет собой часть комплекса вещей, включавших дорогие украшения, книги и предметы личного благочестия со сложной символикой. Набор «статусных» предметов с селища Мордыш 1 пополняет серию вещевых комплексов, которые могут быть идентифицированы как свидетельства присутствия социальной элиты на сельских поселениях Суздальского Ополья.

Владельца печати с изображением архангела Михаила и св. Георгия следует искать среди князей с соответствующими крестильными именами. В числе князей, занимавших столы в Ростово-Суздальской земле в XII–XIII вв., известен лишь один, на печати которого можно было ожидать подобное сочетание патрональных святых. Это Михалко Юрьевич, младший брат Андрея Боголюбского, приглашенный владимирцами на княжение после смерти Андрея, изгнанный из Владимира в 1175 г. своими племянниками, Мстиславом и Ярополком Ростиславичами при поддержке ростовцев и вновь вернувший себе владимирское княжение летом 1175 г. События, связанные с вокняжением Михалки во Владимире, – один из острых моментов политической истории Северо-Восточной Руси XII в., предмет постоянного обсуждения историков в контексте изучения отношений между князем и городами и статуса старых и новых городов в политической системе Ростово-Суздальской земли .

Из летописной статьи, рассказывающей о «снеме» ростовцев, суздальцев и переяславцев во Владимире, собранном после убийства Андрея Боголюбского для обсуждения кандидатур на княжение в Ростовской земле, мы узнаем, что жители этих городов некогда давали крестное целование Юрию Владимировичу принять в качестве князя Михалку и его брата Всеволода, но приняли Андрея в нарушение крестного целования, «а меньшая выгнаша» (ПСРЛ. Т. I. Стб.372). Удаление Михалки на юг относят обычно ко времени около 1161 г. По предположению В.Н. Татищева, первоначально он жил в Городце Остерском, а позднее получил во владение Торческ. Под 1168–1173 гг. Михалко упоминается в летописях как участник и организатор военных действий против половцев на юге, выступающий во главе переславского полка, и участник межкняжеской борьбы за Киев. В 1174 г. Михалко отказался принять Киевское княжение, предложенное ему Андреем, после чего, заключив мир с противником Андрея – Рюриком Ростиславичем, получил во владение в дополнение к Торческу Переяславль Южный (ПСРЛ. Т. II. Стб. 570-571). Направленные «снемом» «в Русь» послы пригласили на княжение в Ростово-Суздальскую землю одного из племянников Андрея Боголюбского – Ярополка Ростиславича, однако Михалко и Всеволод, по предложению Ростиславичей, отправились на Северо-Восток как их соправители, при этом Михалко был признан «старейшим» князем. Заняв Владимир в 1174 г. опираясь на поддержку владимирцев, Михалко был вынужден оставить город после осады его ростовцами, пришедшими с Ярополком Ростиславичем, и вернуться на юг. Однако установленный Ростиславичами порядок управления, раздача посадничества «русскими детскими», «тягота» от вир и продаж, изъятие ценностей, пожалованных Андреем Боголюбским владимирскому Успенскому собору, заставил владимирцев повторно пригласить Михалку на княжение. Летопись передает яркие подробности его возвращения: Михалко выступил во Владимир из Чернигова вместе с братом Всеволодом и двигался через Москву, в дороге он заболел, отправленная против него дружина Ярополка Ростиславича «божиим промыслом минустася в лесех». Мстислав Ростиславич, пытавшийся остановить продвижение Юрьевичей, полагая, что «Михалко есть немощен, несут его на носилех а дружины мало», потерпел жестокое поражение под Владимиром: «Мстиславичи повергоша стягъ и побегоша гоними гневомь Божьимь». Комментируя эти события, летописец вновь указывает, что правота Михалки и Всеволода в борьбе за владимирский стол подкреплена крестным целованием, некогда данным Юрию, «и поможе Бог Михалку и брату его Всеволоду, отца и деда его молитва и прадеда его и целованье крестное зане целовавше крест и уничижиша и» (ПСРЛ. Т. I. Стб. 375-377).

Короткое княжение Михалки во Владимире (он умер в июне 1176 г.) насыщено активной деятельностью по урегулированию кризиса, последовавшего после смерти Андрея Боголюбского в период безвластия и правления в Ростовской земле Ростиславичей. В Суздале и Ростове он принял крестное целование горожан и «сотвори людем всем наряд». Переяславский стол был отдан Всеволоду Юрьевичу. Ростовцы, выступавшие как главные сторонники Ростиславичей, передали Михалке «многы дары». Из Рязани во Владимир были возвращены книги и церковная утварь «до золотника», изъятые из Успенского собора Мстиславом и Ярополком и переданные рязанскому князю Глебу. В глазах летописца Михалко выступает как правитель, восстанавливающий справедливый порядок, нарушенный  своеволием «старых городов» Ростова и Суздаля и боярами, «не хотявшими сотворить правды Божией», рассматривавшими «великий град... Владимир» как свой «пригород».

Источники далеко не в полной мере раскрывают социально-политический подтекст бурных событий 1174–1176 гг., в которых, по-видимому, переплелась борьба различных социальных сил, сформировавшихся в период правления Андрея Боголюбского на Северо-Востоке, борьба «старейших» и младших городов и притязания различных княжеских группировок. Можно усомниться в справедливости суждений о том, что Михалко в этой борьбе выступал как последовательный противник ростовского и суздальского боярства, Очевидно, однако, что он имел прочные связи с Владимиром, опирался на поддержку владимирцев и защищал их интересы. Истоки этих отношений восходят к начальной поре его жизни, отсюда и повторяющиеся в летописи отсылки на нарушенное крестное целование Юрию Долгорукому «на менших детех». Появление документов, скрепленных печатью Михалки Юрьевича, можно с большой долей вероятности относить к непродолжительному периоду его правления во Владимире и связывать с новой регламентацией административного управления и имущественных отношений после изгнания Ростиславичей.

При исключительном обилии археологических материалов второй половины XII в.   на территории  центра Ростово-Суздальской земли, среди этих древностей почти нет находок, непосредственно связанных с политическими потрясениями 1174-1176 гг., когда статус Владимира как доминирующего центра  на короткое время оказался поколеблен, а перспектива сохранения Ростово-Суздальской земли как консолидированного политического образования с сильной княжеской властью была поставлена под вопрос. Печать Михалки Юрьевича - одно из немногих археологических свидетельств этих событий.

Макаров Н.А., академик РАН,
Гайдуков П.Г., чл.-корр. РАН