Лето 2011 г. войдет в историю отечественной археологии как сезон находки первого древнерусского буллотирия – инструмента для изготовления вислых печатей. Покрытый слоем ржавчины железный предмет был найден в Великом Новгороде при работе Новгородской археологической экспедиции Института археологии, Московского университета и Новгородского музея. Он стал первым в России и пятым в мире подобным инструментом.

Новгородский буллотирий, XIV в.

Практика удостоверения официальных документов металлическими привесными печатями пришла на Русь из Византии в конце X в. Печати свидетельствовали о подлинности скрепленного документа, защищали его от дополнительных несанкционированных приписок и подтверждали личность владельца печати.

Право удостоверения документов на Руси принадлежало лишь представителям высшей светской и церковной власти – князьям, митрополитам, епископам, посадникам или чиновникам их административного аппарата. Когда представитель власти сходил с политической сцены или умирал, инструмент для изготовления его печати немедленно уничтожался во избежание фальсификаций. Именно поэтому находки буллотириев так редки.

Буллотирий найден при археологических работах на раскопе Добрынин-2 на Софийской стороне в историческом центре Великого Новгорода. В древности он был выброшен в колодец, расположенный на задворках одной из средневековых усадеб. Колодец представлял собой сруб размерами 1,3 х 1,3 м, сложенный из бревен березы и осины. По обнаруженной в его заполнении керамике было установлено, что колодец функционировал в XIV в.

Колодец - место находки буллотирия

Древнерусский буллотирий очень похож на византийские образцы, датируемые XI–XII вв. Конструктивно это железные шарнирные клещи с удлиненными ручками и цилиндрической рабочей поверхностью –  «губами». Отличие состоит лишь в том, что у всех четырех византийских буллотириев «губы» имеют форму удлиненных цилиндров, а у древнерусского – укороченных. На внешних торцевых поверхностях новгородского буллотирия хорошо видны следы ударов. Это может свидетельствовать о том, что инструмент использовался по назначению. Буллотирий выкован из железа и хорошо сохранился. Его длина составляет 20,5 см, вес инструмента после реставрации – 446 г.

Византийский буллотирий XI в.

Находка древнерусского буллотирия свидетельствует, что техника изготовления древнерусских печатей была аналогична византийской традиции. Инструментом плотно зажимали свинцовую (крайне редко – золотую или серебряную) заготовку, в которую заранее через продольный канал был продет шнур, прикрепленный к документу. Торец одного из цилиндров рабочей поверхности опирался на твердую неподвижную поверхность, а по второму сверху наносился сильный удар молотком. Металлическая заготовка расплющивалась и превращалась из заготовки в печать, прочно закрепленную на шнуре.

После проведения реставрационных работ удалось реконструировать зеркальные надписи, вырезанные на рабочей поверхности буллотирия. Одна сторона сохранилась хорошо и трехстрочная надпись легко читается: АЧЕП|НСЕЬТ|АВОФ (ПЕЧАТЬ ЕСИФОВА). Поверхность другой стороны сохранилась хуже. В древности она была испещрена ударами острого предмета, а в одном месте образовалась глубокая коррозионная каверна. Нанесенная на ее поверхность четырехстрочная надпись видна гораздо хуже, но прочитать ее удалось: [АЧ]ЕП|Х[А]ЗЬТ|ИНЬРА|А (ПЕЧАТЬ ЗАХАРЬИНА).

Печать, которая могла быть оттиснута новгородским буллотирием, пока не обнаружена. По предложенной академиком В.Л. Яниным классификации, она относится к сфрагистическому разряду печатей двойной принадлежности  – известных, но крайне редких. В трехтомной серии «Актовые печати Древней Руси X–XV вв.», включающей в себя сведения о 2673 древнерусских буллах, насчитывается лишь три подобных печати с именами двух соправителей, широко датирующихся от третьей четверти XIII в. до середины XV в. Из шести владельцев этих печатей по письменным источникам известны лишь два, имевших различные должности. Это новгородский тысяцкий Кондрат, упоминаемый в грамотах 1264 и 1266 гг., и Иван Прокшинич, названный в новгородской летописи под 1376 г. наместником великого князя Дмитрия Ивановича. Назначение документов, скреплявшихся печатями с именами двух соправителей, не выяснено. Новгородский буллотирий, безусловно, относится к кругу этих редких печатей.

Перекличка имен «Есиф» и «Захария» позволяет высказать предположение, что этим буллотирием владел семейный клан новгородских плотницких бояр, бывших постоянными представителями в посадничестве с конца XIII в. по 1409 г. Речь идет о Захарии Михайловиче (сыне Михаила Павшинича) и его сыновьях – Андреяне Захарьиниче и Есифе Захарьиниче (Еске).

Новгород, Новгородское городище, окрестности Новгорода и Новгородская земля в целом являются важнейшими сфрагистическими кладовыми центрами средневековой Руси, ежегодно пополняя коллекции новыми свинцовыми печатями, пломбами, а также их заготовками.

Матрица печати с Новгородского городища, XIV в.

В середине 1980-х гг. на Новгородском городище археологической экспедицией под руководством Е.Н.Носова была обнаружена створка каменной литейной формы для отливки из свинца заготовок печатей XIV–XV вв. В 1997 г. к ней добавилась бронзовая матрица XIV в. для оттискивания печатей. Теперь обнаружен и сам буллотирий. Эта замечательная находка завершила формирование корпуса материальных свидетельств о важнейших инструментах для изготовления древнерусских свинцовых вислых печатей.

П.Г. Гайдуков, чл.-корр. РАН,
О.М. Олейников, к. и. н.

Ситуационный план

Печати двойной принадлежности