В 2011 г. Раннеславянская экспедиция Института археологии провела разведки и раскопки в верхнем течении р. Воронеж в Добровском р-не Липецкой обл.

Они стали новым этапом систематического изучения древностей лесостепного Подонья, проводящегося экспедицией более 10 лет, построения общей колонки древностей и реконструкции этнокультурных процессов, происходивших в данном историко-географическом регионе в I тыс. н.э.

Результаты археологических исследований позволяют сегодня в значительной степени реконструировать этнокультурную историю региона. Сарматские и синхронные им позднескифские памятники, оставленные здесь населением I - III вв, сменяют древности новой культурной группы середины III – начала / первой половины IV в. Они относятся к типу Каширки-Седелки и  по происхождению связаны с черняховской археологической общностью. В гуннское время, в конце IV – V вв., здесь распространяются памятники типа Чертовицкое-Замятино и синхронные им могильники круга Животинного, оставленные полиэтничным населением, в котором выделяются раннеславянский, финно-угорский, германский, позднеантичный и степной компоненты. В середине VIII в. в южной части региона, где проходила северная граница Хазарского каганата, появляются древности салтово-маяцкой культуры. Свидетельства славянской колонизации конца VIII или IX в. представлены древностями боршевской археологической культуры на севере Верхнего Подонья. Наибольшую сложность представляло выделение в регионе горизонта эпохи раннего средневековья, сменявшего древности гуннского времени. До недавнего времени здесь были известны лишь единичные находки VI – первой половины VIII вв., имевшие различную этнокультурную принадлежность.  К ним относятся жилище колочинской культуры, открытое на многослойном поселении у с. Ярлуково на р. Матыре, серия случайных находок в верховьях р. Воронеж, яркое кочевническое погребение VII в. у с. Арцыбашево, обнаруженное к востоку от верховий Дона. Во время раскопок Лавского археологического комплекса  в г. Елец Н.А. Тропиным были исследованы несколько ям  и погребение, с которыми связаны кавказская крестовидная фибула V – IX вв. и лепная керамика с шероховатой и лощеной поверхностью, не имеющая точных аналогий.

В связи с этим основная задача экспедиции заключалась в планомерном выявлении и изучении древностей VI – VII вв. В ходе полевого сезона 2011 г. в окрестностях с. Кривец были обследованы 9 памятников разных эпох – от бронзового века до нового времени, 5 из которых были неизвестны ранее. На многослойном поселении Кривец 4, содержащем раннесредневековый горизонт, были проведены стационарные раскопки и сбор подъемного материала при помощи металлодетектора. Данные работы позволили получить первое представление о культурно-хронологических периодах жизни на поселении.

 Ранний горизонт представлен остатками трех построек и хозяйственными ямами, из которых происходит керамика катакомбной и многоваликовой культур эпохи бронзы. Более поздние материалы, обнаруженные в культурном слое и хозяйственных ямах, относятся  к городецкой культуре раннего железного века.

К раннему средневековью относится  серия ям-погребов и две сгоревшие постройки-полуземлянки, в которых были зафиксированы открытые очаги в виде пятен угля, столбовые ямы вдоль стен и в средней части помещения, служившие для поддержки кровли. В комплексах обнаружена груболепная керамика колочинской культуры, а также подлощенная столовая посуда, по формам характерная для древностей восточного финнского круга – рязано-окского или древнемордовского.

На самом высоком месте памятника, рядом с одним из жилищ, исследован небольшой могильник или жертвенный комплекс, состоявший из 6-ти небольших, компактно расположенных ям со следами обожженности грунта, содержавших кальцинированные кости, перемешанные с золой. Две ямы находились в пределах небольшого подпрямоугольного сооружения столбовой конструкции размерами около 2 х 2 м.

Из культурного слоя и объектов происходит около 100 индивидуальных находок, большинство которых относятся к периоду раннего средневековья. Бытовые предметы и оружие представлены железными ножами, серпами, шильями, наконечником дротика, глиняными пряслицами. Найдена серия украшений и деталей ременных наборов, среди которых – бронзовые днепровские пальчатые фибулы, монетовидная подвеска с орнаментом в виде концентрических кругов, конический колокольчик, обломок браслета с сохранившемся зооморфным окончанием, ременная накладка геральдического стиля, вертикально-овальная и гитаровидные пряжки. Из более ранних сборов, проведенных на памятнике С.И. Андреевым, происходят обломки еще одной днепровской пальчатой фибулы, браслета с округлым расширенным концом, орнаментированным концентрическими кругами и насечками в виде сетки, пинцета. Весь набор вещей характерен для славянских раннесредневековых культур Поднепровья. По сочетанию фибул, браслетов и геральдической поясной накладки средневековый этап памятника датируется VII в.

Наиболее поздние находки, происходящие из культурного слоя поселения – серебряная монета-полушка, бронзовые пуговицы, характерная гончарная керамика – относятся ко времени правления Петра I и, видимо, связаны с остатками хутора.

В результате исследований 2011 г. удалось установить, что находки VI – VII вв. в Верхнем Подонье не случайны, а связаны с определенной структурой заселения территории. Раннесредневековые памятники в бассейне верхнего течения р. Воронеж составляют особую группу, которую можно условно назвать верхневоронежской. По данным раскопок у с. Кривец, культура населения региона в VII в. была близка к колочинской археологической культуре лесостепного и лесного Поднепровья. Общие черты прослеживаются в конструкции и планировке построек, керамическом комплексе, находках днепровских пальчатых фибул, браслетов и геральдической поясной накладки. Тем не менее, по сравнению с классическими колочинскими, материалы Кривца обладают спецификой, заключающейся в нахождении в комплексах наряду со славянской керамикой лепной посуды финно-угорского круга. По всей видимости, в верхнем течении Воронежа в раннем средневековье присутствовало население двух этнокультурных массивов: раннеславянское колочинское и восточное финское. Можно предположить, что на этой территории в результате синтеза их традиций формируется новая археологическая культура.  Исследования у с. Кривец дали лишь первые сведения о ней. Для конкретизации этого принципиально нового археологического явления поиски и раскопки раннесредневековых памятников в Верхнем Подонье планируется продолжить в следующем году.

А.М. Обломский, д.и.н