Экспедиция Института археологии РАН при поддержке ООО «Институт археологии Кавказа» завершила исследование кургана, расположенного на окраине г. Баксана в Кабардино-Балкарии. Исследования связаны с реконструкцией и расширением федеральной трассы «Кавказ».

Раскопки планировалось завершить за два месяца, но в итоге работы велись почти всё лето. Курган преподнёс множество сюрпризов и оказался ярким памятником эпохи бронзы. Раскопки позволили выявить чрезвычайно интересную внутреннюю структуру кургана и «прочитать» сложную историю его строительства.


Вид с вершины кургана и его каменная «шапка»

По предварительным данным, курган был сооружён во второй половине IV тыс. до н.э. – периоде, когда на территории Северного Кавказа была распространена майкопская археологическая культура. Помимо сложной и интересной архитектуры первоначального кургана, который относится к майкопской культуре, удалось выявить два этапа обновления сооружения в более позднее время. Эти обновления связаны с впускными захоронениями северокавказской археологической культуры эпохи бронзы.


Курган перед бурей

Не менее, чем история строительства кургана, интересна и история его ограблений. Зафиксированы две попытки забраться в центр кургана. В наше время в 2003–2004 гг. грабители попытались тайно проникнуть в курган с северо-восточной стороны – участка, который был хорошо скрыт от посторонних глаз. Тем, кто грабил его 16–17 лет назад, не повезло, и по неизвестным причинам они, поработав несколько дней, побросали свой инвентарь и уже не вернулись к грабительским раскопкам.


Слева: Расчистка катакомбного погребения
Справа: Пятно ямы центрального погребения майкопского времени

Но тем, кто грабил курган в древности, посчастливилось больше. Они пробрались в курган вскоре после того, как было совершено захоронение: к моменту ограбления мягкие ткани уже успели распасться. То, как уверенно и продуманно грабители проникли в центральное погребение, позволяет предположить, что они знали хорошо устройство кургана и понимали, за чем они идут (возможно, они принимали участие в создании кургана). Из могилы через грабительский ход было вынесено практически всё, включая керамику. Крупные кости человека были раскиданы по могиле, часть мелких костей была обнаружена уже даже в грабительском ходе. Все, что грабители не смогли в темноте уверенно опознать на ощупь, выносилось наверх и там просматривалось, включая весь грунт и камни. О том, как качественно был «почищен» пол погребения, свидетельствует бисер, найденный в мышиной норе: на твердом полу погребальной камеры бисера обнаружено не было. В погребальной камере было найдено металлическое изделие размером около 5 см, возможно, крышка от миниатюрного сосуда – скорее всего, грабители её потеряли, когда выносили собранные вещи. Возможно, грабители забыли в погребальной камере одно из орудий преступления, но эта гипотеза требует проверки и трасологического анализа.

О том, что первое ограбление было совершено в глубокой древности, свидетельствует то, что два погребения северокавказской археологической культуры эпохи бронзы были впущены в уже оползший и заваленный грунтом грабительский ход.

К моменту окончания работ в кургане исследовано 34 различных объекта и 9 погребений, в которых найдены останки 11 человек. Можно выделить как минимум три различных обряда, по которым хоронили людей в этом кургане. Первым был похоронен человек, над могилой которого возвели сложную погребальную конструкцию. Затем были погребены два человека, могилы которых были впущены вертикально в курган. На дне больших прямоугольных ям, засыпанных валунами, которые были сняты с древнего панциря кургана, были захоронены представители северокавказской археологической культуры эпохи бронзы. С этим этапом, вероятно, связаны перекладки и обновление каменных конструкций первоначального кургана. Позднее в северо-западной части кургана было устроено ещё три могилы катакомбного типа, которые также относятся к эпохе бронзы. Ещё три погребения из-за плохой сохранности сложно уверенно отнести к какому-либо обряду.


Слева: Центральное погребение с высоты птичьего полёта
Справа: Отпечаток плетёной циновки возрастом около 5 тыс. лет на камне из центрального погребения. Сама циновка не сохранилась

Среди находок стоит упомянуть большое количество керамических сосудов. В двух погребениях было найдено по пять сосудов, некоторые из которых украшены орнаментом. Также найдено два бронзовых ножа, два каменных топорика, большое количество бронзовых бусин и небольших подвесок в женских погребениях, много бисера. В одном из погребений обнаружили две серёжки в виде месяца, одна была выполнена из белого металла, вторая – из жёлтого. Среди бисера, который относился к центральному погребению и был утащен грызуном в нору вместе с фрагментом ключицы, также была найдена бисеринка из жёлтого металла.

Также были отобраны образцы для различных почвенных анализов, образцы охры, камыша, использовавшегося в погребениях в качестве подстилок, фрагменты древней древесины, соскобы нагара из сосудов, различные образцы органики, которая сохранилась вокруг тел погребённых, кости животных. Собранные костные останки людей будут переданы антропологам для определения пола, возраста, рациона питания тех, кому они принадлежали и т.д. К сожалению, в основном сохранность костей в погребениях очень плохая. Как ни странно, исключение составляет самое раннее и разрушенное погребение, где кости, в отличие от всего остального, сохранились прекрасно.

М.Ю. Меньшиков, Б.Х. Атабиев