Клады находят не часто. Они, как правило, – свидетельства катастрофических событий в жизни людей, в результате которых тот, кто спрятал деньги или ценные предметы, опасаясь чего-то, не смог вернуться и воспользоваться своими накоплениями. Одна такая редкая находка, сделанная археологами в июле нынешнего года, связана с драматической и таинственной страницей истории средневековой Фанагории, – столицы одной из самых ранних христианских епархий на территории России.

Место находки клада

Третий сезон Фанагорийская экспедиция ИА РАН исследует слой городского пожара VI в. н.э., в котором погибли жилые дома, винодельни, общественные здания. Большое количество золы, сажи, фрагментов сгоревших деревянных перекрытий зданий, битой посуды и остатков обгоревшего зерна в амфорах говорят о масштабах катастрофы.

Среди самых ярких находок, связанных с этим событием – разбитые мраморная столешница и купель для крещения, которые свидетельствуют о разрушении врагами существовавшей поблизости раннехристианской базилики. В слое пожара была найдена золотая монета византийского императора Юстиниана I (527–565 гг.), которая позволила установить дату катастрофы.

В слое этого пожарища и был открыт в этом году клад монет. Сам контекст его находки говорит о чрезвычайных обстоятельствах, при которых он был спрятан, о внезапном нападении врагов. В спешке житель Фанагории спрятал узелок с 80 монетами в подвернувшееся под руку горло старой разбитой амфоры и присыпал ямку землей. Такие же события происходили и в других местах. Так, например, в соседнем городе Кепы хозяин одного из домов успел спрятать клад в очаге, но сам был убит стрелой около него. А на поселении «Волна 1» клад золота был завернут в тряпку и сброшен в хозяйственную яму, его хозяин успел часть монет сунуть под камень, другую ‒ просыпал на полу дома. В городе Китей, на противоположной стороне Керченского пролива, клад статеров спрятали в домашней печке.

Прежде всего, клад говорит о деньгах, которые были в ходу на внутреннем рынке в VI в. Это были медные статеры боспорских царей конца III – первой половины IV в. Последний выпуск боспорской монеты был осуществлен в 341 г., и с тех пор деньги на Боспоре не чеканились. Однако огромная масса статеров из дешевого медно-свинцового сплава продолжала обращаться на Боспоре еще несколько столетий. Роль «дорогих» денег играло византийское золото. Неслучайно наш клад и солид Юстиниана Ι найдены почти рядом.


Монеты из клада и фрагмент амфоры после расчистки

Очевидно, что уникальные находки археологов связаны с бурными историческими событиями на Боспоре в VI в., в которые оказалась втянута и Фанагория. В начале этого столетия боспорские города добровольно входят в состав Византийской империи. Переход Боспора из-под власти кочевников-гуннов под власть Византии случился при императоре Юстине I в 518‒527 гг. С этим событием может быть связано и первое упоминание епископской кафедры в Фанагории в 519 г.: фанагорийский епископ Иоанн поставил свою подпись под документами патриаршего Синода в Константинополе, которому непосредственно подчинялась Фанагорийская епархия.

Византийский писатель Прокопий Кесарийский сообщает, что варварами, «жившими в соседних землях», были «взяты и разрушены до основания» Кепы и Фанагория. С этими событиями принято связывать один из двух пожаров VI в., выявленных археологами в Фанагории.


Монеты из клада

Кто же и когда разрушал Фанагорию в VI в.? Одни исследователи связывают события, описанные Прокопием Кесарийским, с кочевниками-гуннами. Они разгромили в городе византийский гарнизон и убили военачальника (трибуна). На рубеже 520-х и 530-х гг. император Юстиниан I оправляет наемную армию, усиленную готами, во главе с комитом Иоанном. Город Боспор (Керчь) был возвращен под власть Византии. Возможно, тогда же (или чуть позже) под власть Византии вернулись Кепы и Фанагория.

Другие ученые считают, что разрушение городов Кепы и Фанагория, о котором сообщает Прокопий Кесарийский, произошло уже в середине VI в., когда к Азиатскому Боспору подошли авары, бежавшие под натиском тюрок, о чем сообщает Евагрий Схоластик в своей «Церковной Истории». Сами же тюрки появляются на Боспоре в 570-х гг.

Медные статеры

В Фанагории, как и в других боспорских городах, обнаружены два слоя пожаров VI в.. В первой половине VI в. Фанагория подвергается разгрому и разрушению, о чем свидетельствует первый слой пожарища, в котором найдены снаряды от метательных машин. Эти события связывают с восстанием против Византии ее вассала – гуннского вождя Горда (Грода) в 528 или 534 г. После этого жизнь в городе на некоторое время затухает. Второй слой пожара в Фанагории датируют концом VI в. и связывают с событиями 576 г. – походом тюрок на Боспор, когда пострадала большая часть крепостей и малых городов Керченского и Таманского полуостровов.

Находка два года назад золотой монеты Юстиниана I в Фанагории подтверждает, что новый клад связан со вторым (поздним) пожаром VI в.. Однако кто именно – авары или тюрки – разрушили столицу Фанагорийской епархии, остается пока неизвестным.

Новый клад из Фанагории представляет собой бесценное свидетельство исторических событий и экономики раннего средневековья, и, конечно же, редкую удачу для археологов.

 В.Д. Кузнецов


Новость в СМИ:

minobrnauki.gov.ru
Смотрим
Газета Культура
Интерфакс Религия
Полит.ру
N+1