Археологический сезон 2021 г. на крепости Узундара дал богатый материал для понимания истории появления крепости, ее эволюции и археологической этапности. После окончания раскопок цитадели, проводившихся с 2013 по 2019 г., Бактрийский отряд Среднеазиатской археологической экспедиции Института археологии РАН совместно с коллегами из Института искусствознания Академии наук Узбекистана и Международного Караван-Сарая культуры имени Икуо Хираямы впервые приступил к крупномасштабным археологическим исследованиям основной площади крепости за пределами цитадели.

  
Вид на северо-восточный угол крепости Узундара, вскрытый раскопками 2021 г. 
Вид на раскопы основного четырехугольника крепости Узундара 2021г.

Раскопы должны были вскрыть площадь северо-восточной башни и прилегающих к ней северной и восточной крепостных стен «города». Как показала стратиграфия раскопов, восточная крепостная стена, сохранившаяся на высоту до 3,5 м, имела два коридора – внутренний и внешний, с ярко выраженной стратиграфией. Были вскрыты основные стены и привязанные к ним культурные напластования, которые сопровождались комплексом материальной культуры и нумизматики последней трети III в. до н.э.


Вид на крепость Узундара в горном ландшафте с юга

Серия из 8 монет Евтидема I сопровождала основную часть верхних напластований внутристенных галерей. В слоях развалов этих стен были обнаружены несколько уникальных предметов, относящихся к эпохе падения крепости, в частности, еще один китайский арбалетный болт, сохранившийся целиком с железным основанием (ранее два таких же арбалетных болта династии Хань были найдены в районе северо-восточной угловой башни). Под кладкой основной крепостной стены была зафиксирована еще одна стена, которая была разобрана до фундаментного основания. Стена относится к более ранней эпохе – периоду возведения крепости, вероятно, времени начала правления Антиоха I. Этот факт позволяет утверждать, что в последней трети III в. до н.э. были проведены огромные перестроечные работы по переукладке крепостных стен.

Раскопки северо-восточной башни, которая была связана не только ранними стенами, но и стенами, возведенными позднее, подтвердили нашу гипотезу. В нижних слоях, относящихся к раннему этапу, были найдены предметы вооружения и монета Александровского типа – гемидрахма Антиоха I, относящаяся к периоду соправления Антиоха и Селевка 295–280 гг. до н.э., а также богатый комплекс керамики и предметов материальной культуры этого времени. Кроме того, был обнаружен костяной наконечник ножен от клинкового оружия, имеющий широкие аналогии в материальной культуре не только Бактрии, но и всего эллинистического мира. Данный слой, привязанный к раннему полу башни, может быть датирован началом III в. до н. э. Таким образом, мы зафиксировали ранний этап возведения укреплений основной части крепости Узундара, относящийся к эпохе Антиоха I.

  
Слева: серебряная и медная монеты Евтидема I и бронзовый наконечник стрелы.
Справа: серебряная монета Александровского типа, предположительно времени соправления Антиоха  I и Селевка I, ок. 295-280 г.

  
Слева: греческая надпись на кувшине. Справа: фрагмент терракотовой декоративной панели

  
Слева: китайский арбалетный болт. Справа: железные наконечники стрел, вток и перстни

Высота сохранившихся стен башни достигает 4,5 м (по архитектурно-строительным расчетам, высота стен башни могла достигать 8 м). В башне зафиксированы два необвалившихся прохода из внутреннего помещения башни во внутристенные галереи восточной и северной стен. Хорошо сохранились деревянные конструкции проемов данных проходов. Также во внутреннем помещении башни открыты три бойницы, одна из которых обращена на восток, а вторая является фланкирующей вдоль восточной стены. Продолжались работы по вскрытию архитектурных конструкций входа в филактерион.

Раскопами в районе северо-восточной башни и в районе, примыкающему к входному комплексу филактериона, была вскрыта идентичная конструкция крепостной стены со внутренней и внешней галереей.

Во внешней галерее крепостной стены, примыкающей к северо-восточной башне, в верхнем слое обрушения стен обнаружен фрагментированный железный умбон щита-фиреи. Несмотря на серьезные повреждения, удалось уверенно реконструировать размеры и форму изделия.


Проход в стрелковую галерею из северо-восточной башни 

    
Слева: расчистка железного умбона от щита-фирея
В центре: извлечение и фиксация и фрагментов железного умбона от щита-фирея
Справа: извлечение и фиксация фрагментов железного умбона от щита-фирея


Фрагмент железного умбона от щита-фирея

Раскопами этого года под слоями завалов вскрыты слои, уверенно датируемые периодами Деметрия и Евтидема на основании серии монет, а также коррелирующих с ним керамическим комплексом и характерными предметами вооружения, такими, как железные трехлопастные наконечники стрел, массово встречающиеся на городище.

Н.Д. Двуреченская


Новость в СМИ:

Газета "Культура"
Поиск
InScience