Могильник Киль-Дере 1 находится в окрестностях Севастополя, в Инкерманской долине. Экспедиция Института археологии РАН открыла 232 погребения, они покрывают вершину и склоны высокого холма почти целиком, особенно плотно располагаются в его центральной части. Там многие могилы перекрывают друг друга.

Первые погребения на некрополе появляются на рубеже I и II вв. н.э., наиболее поздние относятся к концу IV в. н.э., к эпохе Великого переселения народов.


Могильник Киль-Дере 1.
Автор съёмки С.В. Алейников под руководством С.В. Язикова, трёхмерное моделирование и визуализация Е.В. Романенко (Лаборатория RSSDA)

Интересно, что с течением времени погребальный обряд на могильнике меняется. Если в I–II вв. н.э. преобладали могилы с подбоем, то в III в. появляются погребения в каменных ящиках и кремации в амфорах. Погребальный инвентарь представлен краснолаковой посудой и стеклянными сосудами, предметами вооружения, украшениями. К сожалению, могильник был разграблен, значительная часть находок пропала для науки безвозвратно.

Уникальная категория находок, выделяющая Киль-Дере 1 среди варварских некрополей, – каменные надгробия. Несмотря на то что в окрестностях есть несколько крупных и хорошо изученных могильников этого времени (Чернореченский и Инкерманский, Совхоз № 10), на них найдено всего 15 стел. В Киль-Дере 1 же обнаружено 63 надгробия и их части. Это крупнейшая коллекция подобных находок на «позднескифских» могильниках Крыма.

На выставке представлено 19 трёхмерных моделей. Они делятся на пять групп. В первую исследователи объединили антропоморфные стелы – они частично и схематично повторяют человеческие фигуры (144, 148, 253). Одно из таких надгробий (148) мастер сделал из прямоугольной плиты, в ней вырезами выделил округлую голову и два коротких, несимметричных плеча. На голове художник схематично прорисовал вытянутое лицо: резкие скулы, клиновидную бороду, рот-черту, почти прямоугольные нос и глаза, дуговидные брови, которые сходятся на переносице. У второй антропоморфной плиты (253) голова и плечи выделены чуть сильнее, но лицо тоже схематичное: овальной формы, чёрточки-брови и линия-рот, кружочки-глаза и прямоугольный нос, показанный двумя линиями.

Во второй группе – рельефы с изображением лиц. На большинстве таких памятников вырезалась ниша, в которой, как в рамке, находились «портреты» (явное античное влияние, в греческой скульптуре похожая форма называется «наиск», у римлян – «эдикула»). В группе можно выделить две разновидности: одиночные и групповые портреты.

Некоторые «одиночные» стелы сильно обломаны (24, 635), зато другие сохранились лучше и достаточно полно показывают, какими себя видели варвары округи Херсонеса. Лица их, как правило, вытянуты, а подбородки острые, глаза округлые, носы прямые. Художники особо подчёркивали брови, а рот обозначали короткой чертой, или не показывали, волосы на одиночных портретах не изображали совсем (93, 634, 753, 1018, 1026, 1133). У одной из одиночных «личин» – миндалевидные глаза (635). На другой стеле (634) рядом с личиной есть и другие изображения. Справа над ней показан круг (возможно, солнце), слева – небольшой сосуд (слезница или кувшин?) и ещё один предмет округлой формы (горшок или плод?).

Групповых портретов на выставке три. Рельефы 324 и 1017 демонстрируют парный портрет, на рельефе 128 изображены три персонажа в полный рост. В отличие от других рельефов, на нём присутствуют изображения характерных для римского времени причесок с выделением отдельных прядей. Руки согнуты в локтях, можно различить даже пальцы. В руках зажаты предметы (топор, ритон).

Третья группа находок – это основания-базы стел. На выставке представлено два экземпляра (107, 126). Это плоские плиты с прямоугольными отверстиями в центре. В них вставлялись «шипы», которые делали в нижней части надгробий. Рядом с отверстиями видны округлые углубления, они предназначены для жертвенных возлияний.

Четвертая группа находок – плиты с нанесенными граффито (185, 1117).

Особняком стоит фрагмент двухъярусного надгробия (270; условная «пятая группа»). Рельефы с двумя подпрямоугольными нишами известны, например, по находкам из Неаполя Скифского и Кермен-Кыра.

Только в четырёх случаях надгробия найдены in situ. Возле одной из могил рядом с надгробием находилась плита, в которой было углубление для жертвенной пищи.

Большое количество надгробий – признак неординарности некрополя. Стелы могли себе позволить лишь знатные люди, обладающие особым статусом. Мы можем только гадать, каких богатых находок лишилась наука из-за грабителей.