В 2019 г. раскопки поселения Стаево-5 (рук. А.М. Обломский) были продолжены. Основные цели полевых работ – дальнейшее исследование жилого участка памятника (раскоп 9) и раскопки на месте предполагаемого святилища или культового места (Стаево-5Б).

Раскопки поселения Стаево-5.
В 2018 г. в центральной части памятника на месте скопления находок в подъемном материале (преимущественно, бытовых предметов, украшений и деталей ременной гарнитуры) был заложен раскоп 9, площадь которого в 2018 г. составила 176 кв. м. На раскопе была исследована часть территории раннесредневековой усадьбы – 5 хозяйственных ям, два очага, остатки жилища-полуземлянки. С территории усадьбы происходил достаточно представительный комплекс лепной керамики, которая концентрировалась у западного края пересекающей раскоп в средней его части ложбины, серия бытовых предметов, брак бронзолитейного ремесла (обломки глиняных тиглей, выплески бронзы, обрезки бронзовых пластинок и прутиков). По датирующим вещам (бронзовый наконечник ремня геральдического стиля, круглые бляшки из свинцово-оловянистого сплава, имеющими аналогии в поздних комплексах мощинской культуры) усадьба датируется VI–VII вв.


Стаево-5 место расположения раскопа 9 вид с ЮЗ

В 2019 г. раскоп 9 был расширен в южном направлении. Площадь прирезки – 384 кв. м. Было доследовано жилище (объект-4). Оно представляло собой полуземлянку неправильно прямоугольной формы, углубленную в грунт до 0,4–0,45 м. Размеры составляли около 3 х 3,5 м. Следов очага не было.

На раскопе также исследовано 11 хозяйственных ям и два скопления культурных остатков в гумусном слое. По материалам из заполнения достоверно к раннему средневековью относятся 5 ям.

Как и в 2018 г., находки раннего средневековья представлены, преимущественно, бытовыми предметами и вещами, связанными с литьем бронзы. Площадка ремесленника-ювелира (в 2017–2018 гг. два таких сооружения были исследованы в западной части Стаево-5) на раскопе 9 пока выявлена не была, хотя, судя по находкам ремесленного брака, она должна находиться где-то поблизости.

Из культурного слоя раскопа происходит представительная коллекция лепной керамики раннего средневековья. Обломки сосудов, как и в прошлом году, концентрировались к западу от ложбины, где, очевидно, находилась древняя свалка мусора. В целом, раскоп 9 2019 г. оказался весьма перспективным. В 2020 г. к нему планируется сделать прирезку для доисследования усадьбы.

Для уточнения ситуации на южном мысе поселения на протяжении 18 м к западу от раскопа 8 2017 г. была сделана зачистка края оврага. Выяснилось, что степень насыщенности культурного слоя раннесредневековой керамикой достаточно высокая. Южный мыс также перспективен для раскопок.
Из подъемного материала на поселениях Стаево-4 и 5 происходят две характерные вещи раннеримского периода – фибулы типа «Авцисса» и бронзовый ритуальный колокольчик.


Слева: "Авцисса" из Стаево-4
Справа: колокольчик-амулет из Стаево 5

Исследования в пункте Стаево-5Б.
Мыс, образованный краем оврага, ограничивающего поселение Стаево-5 с запада, и правым коренным берегом р. Воронеж находится к западу от поселения Стаево-5 через овраг. Размеры стрелки мыса с плоской вершиной – 70 х 5–40 м, высота над уровнем низкой поймы р. Воронеж – 10–15 м. В 2018 г. был зачищен край мыса со стороны р. Воронеж, обнаружена серия кострищ и ям от столбов. В 2019 г. на мысу было решено провести стационарные раскопки.

Общая площадь раскопа составила 184 кв. м. На поверхности материка зафиксирована серия объектов разного характера, в расположении которых наблюдалась определенная система. В западной части вдоль неглубокой ложбины прослежены восемь находящихся очень близко друг к другу столбовых ям, которые, очевидно, представляли собой остатки частокола, расположенного перпендикулярно мысу. Еще 12 ям от столбов были рассредоточены по всей территории раскопа.

Стаево-5Б культовое место вид с ЮЗ

В юго-западной части раскопа вдоль обрыва берега р. Воронеж были прослежены 14 кострищ, составлявшие полосу, вытянутую вдоль реки. В восточной части раскопа практически у окончания мыса находилась яма размерами по верхнему краю 3,5 х 2,9 м, ориентированная длинной стороной строго по линии север-юг. Вдоль северного и восточного края ямы на глубине 0,61–1,17 м от ее верхнего края зафиксирована плоская материковая полка шириной 0,3–1,2 м с уклоном в середину ямы. Западнее и южнее полки находилась наиболее глубокая часть ямы (камера) размерами 1,6 х 2,2 м. Максимальная ее глубина составляла 2 м. В восточной части полка была отделена от камеры закладом, который сохранился в виде полосы минерализированного дерева шириной 0,4–0,6 м и толщиной до 0,2 м, полого спускавшейся вниз от поверхности полки до дна камеры. На дне камеры прослежена полоса костного тлена размерами 1,7 х 0,2–0,7 м, на северо-восточном крае которого наблюдалось округлое повышение (на 5–6 см) диаметром 0,2 м. Вероятнее всего это были остатки черепа, а сама яма представляла собой погребение.

До глубины около 1 м яма была заполнена материковым грунтом (слои глины и песка) со включениями угля (в т.ч. и обгоревших плашек), пятен и прослоек гумуса. Одна из плашек была брошена в заполнение еще горевшей: вокруг нее прослежен тонкий (менее 1 см) слой прокала грунта. Ниже до дна заполнение ямы представляло собой такой же слоистый материковый грунт, но с включениями не угля, а пятен органики.
Датировать объекты на мысу очень сложно. Каких-либо вещей или керамики, которые можно было бы достоверно отнести к ним, на раскопе не было. Западную часть исследованной площади перекрывал слой пашни с находками керамики позднего средневековья, т.е. объекты явно относятся к более раннему времени. Датировать исследованные сооружения можно лишь по углю. В процессе раскопок образцы для радиокарбонного анализа были отобраны и переданы в Геологический институт РАН.

Характер и взаимное расположение объектов на мысу Стаево-5Б имеет определенные этнографические параллели, а именно, они напоминают культовые места волго-окских финнов, например, марийцев.
Описания их культовых мест и обрядов имеются от XVIII в. до наших дней. Верующие собирались в священной роще, где проводилось моление перед священным деревом на некой поляне. Здесь же сооружался стол для последующей ритуальной трапезы. Ритуальная пища готовилась в пределах культового места на кострах в котлах. Культовое место имело ограду, специально был обозначен ритуальный вход. Отмечено, что культы были нарочито чистыми. Жертвенные животные разделывались за пределами рощи. Котлы и посуду приносили и уносили. Остатки ритуальной пиши уносили домой (Саберов Р.А. Служители культа марийской традиционной религии в XVIII – начале XXI в. Нижний Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2018, с. 19–26, 127).

Не исключено, что в Стаево-5Б было исследовано нечто подобное священной роще финнов, тем более, что, судя по керамике и некоторым украшениям, какие-то группы финского населения в Стаево-5 обитали. Проблема интерпретации исследованного комплекса во-многом зависит от его датировки. Результаты радиоуглеродного датирования должны быть готовы в феврале-марте 2020 г.

А.М. Обломский