Полевые исследования под руководством автора проведены с 4.07 по 14.10 2019 г. на территории Республики Хакасия. Основными работами возобновлено изучение манихейских храмовых комплексов второй половины VIII – начала XIII вв., раскопанных совместными усилиями Хакасской археологической экспедиции МГУ им. М.В. Ломоносова (начальник Л.Р. Кызласов) и Саяно-Алтайской экспедиции ИА АН СССР / РАН (начальник И.Л. Кызласов) в 1971–1973 и 1974–1981, 2000–2002 гг. на территории железнодорожной станции Ербинская (котловина Соргá) и раннесредневекового Уйбатского города. Исследования проведены в соответствии с текущей индивидуальной плановой темой «Манихейский храм в котловине Соргá: к истории монументальной архитектуры на Енисее (Храмовая архитектура средневековья)», входящей в государственное задание ИА РАН «Археологические и антропологические источники и верификация гипотез: методические аспекты фундаментального знания и полевых исследований» (номер темы: АААА-А18-118011790092-5).


Ербинское. Расположение манихейского храма VIII в. и древнейших языческих изваяний: 13-е  изваяние – установлено на улице в деревянной оградке, 14-е изваяние – лежит у забора в проулке

Для сакральной храмово-монастырской территории Уйбатского города официально оформлена охранная зона. Раскопками в ней обнаружены остатки еще одного, четвертого по общему счету здания, сложенного из сырцового кирпича. Близость к Объекту I (предположительно храму Марса, раскопки 1974 г.), относящемуся к XI в., позволяет предположить близкую датировку вновь обнаруженного строения.


Менгир, стоящий в поле близ ст. Ербинская

Современный поселок железнодорожной станции Ербинская застроил средневековое поселение, и оно остается неисследованным. Руины манихейского храма VIII в., имевшего прямоугольную форму (37,5 х 28,5 м) и единый внутренний зал общей площадью 792 кв. м (33 х 24 м), лежат здесь на красной линии ул. Степной меж домами № 110 и 112. Загадкой является размещение центра мировой пророческой, книжной дуалистической религии в небольшой межгорной котловине Соргá – бывшей в Хакасии одним из самых насыщенных мест монументальной скульптурой древнейшего южносибирского язычества: в 1971 г. здесь зафиксировано 13 изваяний и не менее 15 обрядово замещавших их менгиров. В этом году исследование долины, включая станционный поселок, усилило восприятие некогда произошедшего в ней совмещения разнородных мировоззренческих концепций: шесть менгиров поныне стоят в полях на месте первоначального водружения. В непосредственной близости от манихейского храма было обнаружено 14-е изваяние и подтверждено столь же тесное соседство с еще одной языческой скульптурой. Богослужебное здание оказалось не только размещено в одной долине, но было выстроено буквально среди древних идолов, к тому времени остававшихся на месте нетронутыми не менее трех тысячелетий. Найти объяснение этому еще предстоит. Вместе с тем на ст. Ербинской экспедицией получено уже не первое подтверждение современного почитания русским населением этих древних изваяний, закономерно уважаемых хакасской культурной традицией.


Салбыкская степь. Курган тагарской культуры с петроглифами последующего времени

Трехсотлетнее главенство курганной археологии в Хакасско-Минусинской котловине, классического для отечественной науки региона изучения древностей, сегодня требует выработки иной стратегии изучения прошлого. Широко проведенная разведка была направлена на поиск новых и дополнительное обследование известных объектов, в наибольшей степени отвечающих обоснованию ныне разработанной Хакасским отрядом общей концепции полного полевого и аналитического изучения всей совокупности разнородных памятников каждой из археологических культур края. На материале петроглифов, размещенных на курганных камнях раннего железного века, поставлена проблема восприятия предшествующих памятников носителями последующих культур. В Койбальской степи на правом берегу р. Абакан изучены закономерности размещения в ландшафте раннесредневековых могильников типа чаатас.


Койбальская степь. Общий вид Чаптыковского чаатаса

И.Л. Кызласов