Научно-отраслевой архив ИА РАН на современном этапе (история, достижения и перспективы)

Первоосновой Научно-отраслевого архива Института археологии РАН явилось собрание документальных материалов Московского археологического общества, просуществовавшего с 1864 по 1920 г. На раннем этапе накопление архивных материалов происходило в Ленинграде, куда были переданы все дореволюционные и довоенные, документы в том числе Московского археологического общества. С 1945 г. начал собираться уникальный архивный материал в Москве. В первую очередь это были научные отчеты археологических экспедиций, работавших на всей территории СССР, прежде всего – восточноевропейской части страны. Первоначально материал собирался при Отделе полевых исследований Института, имевшем право выдачи Открытого листа на проведение археологических работ. Согласно существовавшему порядку, научные отчеты об исследованиях поступали в ОПИ, где они рассматривались и где производилась оценка качества проведенных работ. Первоначально отчеты никуда не передавались, а накапливались в ОПИ.

  
А.П. Смирнов (1899–1974)                                     Н.Н. Воронин (1904–1976)

Формирование современного архивного фонда Института археологии, как уже сказано было выше, началось в 1945 г. Именно тогда Московское отделение ИИМК было преобразовано в головную организацию: Институт истории материальной культуры ИИМК АН СССР, а существовавший в Ленинграде институт – в его Ленинградское отделение ИИМК. С тех пор отчеты о раскопках на территории РСФСР поступали уже в Москву. Вначале их было немного: в 1945 году зарегистрировано – 7 дел, в 1946 г. – 37, в 1947 – 56, а в 1948 – 84 дела. Далее количество дел продолжало неуклонно увеличиваться. Первые годы они хранились в Отделе полевых исследований.

Архив, как самостоятельная единица в структуре института, появился только в 1951 году, когда, в соответствии с постановлением Президиума АН СССР, в Институте археологии был образован Отдел Архивных исследований. Его название показывает, что с самого начала отдел замышлялся не просто как хранилище документов, но и как научное подразделение. Архив считался единым – с отделениями в двух городах, в Москве и Ленинграде, причем в ленинградском отделении сразу были образованы рукописный архив и фотоархив как самостоятельные подразделения.

Первым заведующим архивом был Алексей Петрович Смирнов. С 1953 г. по 1966 гг. эту должность занимал Николай Николаевич Воронин. В 1966–1967 гг. архив возглавлял Борис Александрович Колчин. В конце 1967 г. Отдел архивных исследований был присоединен к ОПИ, считаясь его внутренним подразделением. Это не означало прекращения деятельности архива, он лишь перестал считаться отдельной административной единицей Института археологии. Внутри ОПИ у каждого из его подразделений были свои задачи, не связанные друг с другом. Отделом полевых исследований в то время заведовала Лидия Алексеевна Евтюхова, она же координировала и деятельность архива, в котором продолжалась текущая работа по регистрации отчетов, выдачи их исследователям, приему и разбору личных фондов сотрудников института, пополнению фонда административно-управленческой документации, по фонду диссертаций и т.д. Все эти категории документов хранятся в архиве до сих пор, продолжая пополняться. К ним следует добавить коллекцию газетных вырезок об археологических раскопках и находках, собиравшуюся с 1956 г.

  
А.В. Арциховский (1902–1978)                                  Б.А. Колчин (1914–1984)

В 1976 г. архивное подразделение ОПИ было снова выделено в самостоятельную структурную единицу – Научно-отраслевой архив Института археологии АН СССР. Заведующей архивом была назначена Тамара Тарасовна Владимирова, возглавлявшая его до 1987 г. Ей принадлежит и первая публикация по истории архива, помещенная в «Кратких сообщениях Института археологии» (Пескарева К.М., Т.Т. Владимирова, Рукописные архивы Института археологии АН СССР // КСИА. Вып. 163. «Институту археологии 60 лет». М., 1980. С. 87–92). Преемницей Т.Т. Владимировой с 1987 до 1993 г. являлась Жанна Григорьевна Анищенко. В 1993-1996 гг. Архивом заведовала Ирина Константиновна Нестерова, в 1996-1998 гг. – Василий Сергеевич Нефедов, в 1999-2012 гг. – Ирина Магометовна Умарова, с 2013 г. до настоящего времени Умар Юсуфович Кочкаров.

В настоящее время в архив продолжают поступать ежегодные полевые отчеты об археологических исследованиях, произведенных на территории Российской Федерации, в среднем, около 2500 дел в год. Многие отчеты состоят из 2–5 томов и более. Благодаря своевременной регистрации и обработке, эти материалы становятся доступными для читателей в максимально короткие сроки. Следует отметить, что каждый археологический отчет – уникальный документ, детально фиксирующий раскопки археологического памятника, который этими раскопками не только исследуется, но и уничтожается. И хотя все находки поступают затем на хранение в музеи, многие важные для исследователей материалы содержаться только в архивных делах: планы памятников, описание культурных слоев, места находок археологического материала, эти сведения становятся доступны исследователям, прежде всего по материалам отчетов.

Работа по созданию базы данных начиналась по собственному почину сотрудников архива в 1998 году, на далеко не новом тогда 286-м компьютере, в установленной на нем программе «Лексикон». С началом создания базы данных расширением списка вопросов при регистрации отчетов, фактически расширился и круг научной деятельности архива. Ранее относительно подробное описание и обработка материалов касались в первую очередь личных фондов (а также фото-фонда – в те годы, когда эта работа производилась). В то время отчеты просто получали номера и расставлялись на полках, а затем выдавались читателям. Тем не менее, являясь наиболее многочисленным фондом архива, они занимали основное рабочее время сотрудников архива уже своей самой простой обработкой. Еще Н.Н. Воронин в 1954 году отмечал, что «…усилить собственную научную работу архивов ИИМК не представлялось возможным» (Воронин Н.Н., Отчет о работе Отдела архивных изысканий ИИМК АН СССР за 1954 год. Архив ИА РАН).

В настоящее время электронная регистрация ведется в базе данных, специально разработанных для архива и ОПИ. Главное, что дает эта база читателю – возможность более точного, чем в рукописном каталоге, поиска отчетов. В архиве существует два карточных каталога: алфавитный (по фамилиям авторов) и территориальный (по административному делению страны). Далее читателю приходилось ориентироваться по году исследований и названию отчета. Электронная версия базы данных об археологических исследованиях предоставляет читателю возможность более быстрого и простого доступа ко всем интересующим его сведениям.

Электронная регистрация отчетов позволяет вносить в базу данных множество параметров, составляющих общую характеристику отчета и относящихся к исследованным памятникам археологии, а также к физическому состоянию самого архивного дела (отчета). В последнем разделе фиксируется состояние дела на момент электронной регистрации, отмечается последняя дата проверки его комплектности, оценивается необходимость проведения поисковых, восстановительных и реставрационных работ, фиксируется производство  этих работ, их результат. Одновременно с этим в архиве совершенствуются и используются базы данных по другим фондам: диссертационному фонду, личных дел сотрудников института, фонду чертежей большого формата, личным фондам исследователей. В архиве введена также электронная регистрация посетителей. В базу данных вносятся не только данные о самих исследователях и их научных темах, но и номера тех отчетов, с которыми они работают. Составление постоянно пополняющейся электронной базы всех находящихся на хранении отчетов позволяет облегчить и ускорить поиск необходимых дел и материалов. В настоящее время база данных позволяет получить информацию по всем отчетам на уровне района исследований, постепенно в базу вносится и более подробная информация. Работа с электронной базой позволяет осуществлять поиск архивных дел не только по традиционному алфавитному каталогу (по фамилиям исследователей), но также выставлять хронологические и территориальные фильтры (по определенным эпохам, регионам, населенным пунктам и т.д.).

Процесс обновления данных был начат с наиболее ранних отчетов, что позволило сотрудникам архива разработать и издать уже четыре тома аннотированного каталога, охватывающих материалы 1945–1968 гг. Нужно отметить, что внесение в базу данных сведений из старых отчетов значительно отличается от простого заполнения определенного количества полей и порой приводит к довольно сложному поиску информации. Это прежде всего касается привязки к местности археологических памятников. Например, памятники, обнаруженные при разведках на месте будущих водохранилищ, часто привязаны к населенным пунктам, также ушедшим под воду, в других случаях приходится сталкиваться с переименованием населенных пунктов в республиках бывшего СССР с изменением их конфигурации и количества. При этом современная картографическая информация – в особенности по республикам Средней Азии – на русском языке оказывается не столь уж многочисленной и доступной.

  
Л.А. Евтюхова (1903–1974)                               Д.Б. Шелов (1919–1993)

Необходимо отметить, что среди материалов, хранящихся в нашем архиве кроме археологических отчетов, многие разделы используются довольно неравномерно. Из них более всего востребованы диссертации и делопроизводство института. Однако и другие фонды, несомненно, необходимы исследователям – просто по ним до сих пор довольно мало «внешней» информации. Например, фонд чертежей большого формата помимо чертежей содержит живопись и рисунки, связанные с археологической тематикой. Фотоархив (о месте для хранения которого беспокоился еще Н.Н. Воронин), был разобран Г.К. Вагнером и рядом других сотрудников, но с тех практически не изучался и не использовался читателями. Во многих архивах, читателей, прежде всего, привлекают личные фонды. У нас их количество не столь велико (около 50), но они связаны с именами известных ученых-археологов. В перспективе планируется создать и по этим фондам аннотированные каталоги, аналогичные каталогам отчетов, работа над которыми проводится нами постоянно. Планируется начать большую работу по оцифровке научного фонда Научно-отраслевого архива.

Нововведением для архивного дела в целом является появление электронных версий археологических отчетов. Вопрос о том, как лучше регистрировать, хранить и использовать подобные документы, еще далек от окончательного разрешения.

Кроме научных отчетов, сотрудниками архива обрабатываются дела, поступающие в другие разделы (диссертации, личные дела сотрудников и аспирантов Института, документы бухгалтерии) и проводится постоянная работа по реставрации и восстановлению дел, находящихся в ветхом состоянии (замена переплета, брошюровка и пр.). Следует отметить, что за последние годы значительно увеличилось число посетителей читального зала архива. В их числе научные сотрудники университетов, академических учреждений, сотрудники органов охраны памятников, реставраторы, искусствоведы, аспиранты, магистры из различных регионов Российской Федерации, а также зарубежные исследователи.

У.Ю. Кочкаров, С.В. Селезнева


Использованная литература:

Арциховский А. В. Р-1; Ф-1. № 555+555а. «Сводный отчет об археологических исследованиях на территории строительства высотного здания в Зарядье.1951 г».

Рабинович М. Г. «Отчет о раскопках в Москве на территории Зарядья, на строительстве высотного административного здания в 1950 году». Р-1; Ф-1. № 526.

Смирнов А. П. Отчет об археологических исследованиях в зоне затопления Куйбышевской ГЭС в 1951 году. Р-1; Ф-1. № 633+633а

Воронин Н.Н., Отчет о работе Отдела архивных изысканий ИИМК АН СССР за 1954 год. Архив ИА РАН (годовой отчет отдела на ученом совете Института)