Капова пещера располагается на Южном Урале в Бурзянском районе Республики Башкортостан на территории Государственного природного заповедника «Шульган-Таш» на расстоянии около 200 км от Уфы.


Портал Каповой пещеры

Пещера является самым крупным пещерным памятником с наскальными изображениями эпохи верхнего палеолита на территории Центральной и Восточной Европы, а также Северной Азии. В 2014 г. Капова пещера (Шульган-Таш) вошла в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и для проведения охранных и реставрационных работ были необходимы научные консультации археологов и ведущего специалиста по наскальному искусству Е.Г. Дэвлет.

Для верхнепалеолитических слоев Каповой пещеры имеются радиоуглеродные даты в интервале от 13900 до 16710 л.н., в культурных слоях были выявлены фрагмент скальной породы с изображением, а также окрашенные плитки известняка, что наряду со стилистикой, свойственной пещерному верхнепалеолитическому искусству, позволяет уверенно связать эпизоды художественной деятельности и этапы освоения пещеры.


Геометрическое изображение на северной стене зала Знаков:
1. Фотография в видимом свете; 2. Изображение после усиления цветового контраста;
3. Канал насыщенности изображения 1; 4. Цифровая прорисовка;
5. Геометрическое изображение (мотив из пересекающихся под прямым углом линий) на потолке разлома («щели») в зале Хаоса, фрагмент после цифровой обработки;
6. Результат цифрового усиления контраста

Изображения животных ледниковой эпохи отмечены в пещере на двух уровнях: в трех залах среднего и одном зале верхнего уровня. Настенные росписи находятся на среднем ярусе в залах «Купольном», «Знаков», «Хаоса» и на верхнем – в зале «Рисунков».

Изображения выполнены красной краской различных оттенков, выявлена специфика использования фактуры стен в разных залах. Наличие тайников краски дает возможность уточнения особенностей рецептуры изготовления пигментов, их разновременных вариантов, определения источников сырья и других вопросов технико-технологических особенностей росписей.


Капова пещера. Западное панно в зале Рисунков:
1. Текстура 3d модели;
2. Текстура после усиления цветового контраста, наложенная на цифровую модель рельефа;
3. Цифровая модель рельефа

При документировании и изучении верхнепалеолитических изображений сотрудником Центра палеоискусства А.С. Пахуновым использовался комплекс методов, включающий фотосъемку в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах, многоугловую теневую фотосъемку и фотограмметрию.
Для выявления достоверных границ фигур и знаков, подвергшихся природному воздействию, применялось сочетание методов фотограмметрии и усиления цветового контраста, позволяющих не только проследить границы сложно читаемых изображений, но и собрать в единый образ дискретные части деструктированных фрагментов.


Панно с животными и знаками после раскрытия изображения верблюда, зал Хаоса

В ходе работ по расчистке кальцита на панно «Лошади и знаки» башкирскими археологами в 2017 г. выявлено крупное зооморфное изображение верблюда-бактриана верхнепалеолитического возраста. Уран-ториевые датировки наслоений кальцита, взятые с этого же изображения, показали диапазон от 14,5 до порядка 40 тыс. лет. Обращает на себя внимание темный цвет краски в центре корпуса верблюда, в то время как для передней и задней частей характерен более светлый – оранжевый. Это предположительно объясняется не использованием красок разных цветов, а состоянием сохранности. В центральной части фигуры краска перекрыта плотным слоем полупрозрачного кальцита, защищающего ее от деструкции. Как показали результаты спектральной фотосъемки и анализа красок с использованием сканирующей электронной микроскопии и микро-рамановской спектроскопии, с боковых участков в древности был вымыт уголь, что и сказалось на цвете рисунка.


Ортофотография изображения верблюда

Систематическое изучение состава и сопоставление красок с рисунков и из культурного слоя с применением методов электронной микроскопии, порошковой рентгеновской дифракции на СИ, инфракрасной спектроскопии и термических методов анализа проводится совместно с НИЦ «Курчатовский институт». Было показало, что в образцах красочных масс из культурного слоя, т.н. «кладов охры», основными компонентами являются гематит, кварц, каолинит, мусковит, иллит. Мелкодисперсный мусковит также присутствует в образцах глин из пещеры, что, вероятно, объясняет его обнаружение во всех образцах «кладов», являющихся результатом производства краски из отдельных компонентов. Мусковит и каолинит присутствуют и в образцах красок, что подтверждается данными сканирующей электронной микроскопии, однако их низкое содержание в большинстве образцов не позволило зафиксировать данные минералы с использованием порошковой рентгеновской дифракции на СИ. Изучение пигментов на сканирующем электронном микроскопе позволило выделить несколько типов пигментов на основе морфологии частиц гематита.


Результаты микроанализа образца светлой краски с изображения верблюда:
1, 2 – рамановские спектры частиц черного (уголь) и красного (гематит) цветов;
3 – микрофоторафия образца с указанием места анализа;
4 – микрофотография образца краски с трапециевидного знака, масштабная линейка 100 мкм.


Четыре типа частиц гематита, изображения получены со сканирующего электронного микроскопа