В 2014–2018 гг. Институтом археологии РАН проведены масштабные изыскания в восточной части Московского Кремля, на месте снесенных в 1929–1930-х годах Чудова и Вознесенского монастырей и Малого Николаевского дворца. Работы проводились в связи с демонтажем корпуса № 14 Московского Кремля (бывшего здания Военной школы имени ВЦИК), построенного здесь в 1930–1932 гг. после разрушения монастырей. Впервые со времени исследований 1959–1960 гг. на месте строительства Дворца Съездов у археологов появилась возможности развернуть раскопки на вершине Кремлевского холма, в сердце города, в современном научном режиме.


Комплекс Малого Николаевского дворца, Чудова и Вознесенского монастырей до разрушения в 1929 г. Вид с юга

Работы начинались при отсутствии достоверных сведений о состоянии остатков исторических построек XV–XIX вв. и средневековых культурных напластований, оказавшихся на участке строительства советского времени и прорезанных котлованами фундаментов. Для локализации исторических построек и прояснения стратиграфической ситуации на территории, окружавшей 14-й корпус, и в подвалах постройки советского времени заложено восемь рекогносцировочных шурфов и три раскопа. Эти работы показали, что за пределами участка застройки 1930–1932 гг., в том числе на Ивановской площади, сохранился хорошо стратифицированный культурный слой, нижние горизонты которого относятся к домонгольской эпохе. Мощность культурных напластований на Ивановской площади достигает 5 м, наряду с домонгольскими, здесь прекрасно сохранились слои XIV–XVII вв., в том числе влагонасыщенные, с остатками деревянных построек. В самом пятне застройки советского времени значительная часть культурных напластований и монастырских фундаментов уничтожена, однако и здесь выявлены значительные участки, сохранившие стратифицированные культурные напластования, погребения монастырского некрополя и фундаменты исторических построек.


Фундамент церкви Благовещения и Алексия Митрополита (1680–1686 гг.), сложенный из белокаменных надгробий XVII в.

Выявлены и документированы фундаменты ряда исторических зданий: церкви Благовещения и Алексия Митрополита и Трапезной палаты Чудова монастыря (1680–1686 гг.), Малого Николаевского дворца, церкви св. Екатерины Вознесенского монастыря (1817 г., архитектор Карло Росси). По мере прояснения состояния культурного слоя и архитектурно-археологических остатков на разных участках, археологические работы, первоначально ставившие перед собой конкретные задачи обеспечения сохранности и документирования отдельных объектов, переросли в крупный исследовательский проект, ориентированный на получение надёжных и представительных материалов для реконструкции исторической топографии Московского Кремля и культурного облика средневековой Москвы.


Каменно-кирпичный фундамент Малого Николаевского дворца (XIX в.)

Главным открытием при этих исследованиях стало обнаружение в подвале корпуса № 14 большого участка, непосредственно примыкавшего с запада к несохранившемуся храму Чуда архангела Михаила в Хонех (построен в 1365 г., полностью перестроен в 1503 г.), на котором сохранились самые нижние горизонты культурного слоя, датирующиеся в интервале второй половины XII – XV в. Наибольший интерес представляет ряд крупных (размерами до 5 х 5 и глубиной до 2 м) погребов, вырытых во второй половине XII в. и прекративших существование в начале XIII в. (но до 1237 г.), с остатками столбовых конструкций крепления стенок. Погреба были перекрыты культурным слоем первой половины XIII в. и отложениями более позднего времени. В домонгольских слоях собрана обширная коллекция обломков стеклянных браслетов, металлических украшений, среди которых выделяется подковообразная фибула из белого металла, датирующаяся по новгородским аналогиям не позже первой половины XII в. Однако другой столь же ранний материал здесь не выявлен, что не позволяет датировать отложение слоя ранее второй половины XII в.


Надгробие Василия Салтыкова (1572 г.) в фундаменте колонны 1929–1932 гг.

Чрезвычайно интересна белокаменная литейная формочка с прочерченными буквами, обнаруженная в слое домонгольской эпохи, – древнейший памятник письменности и грамотности на территории Москвы. Неподалеку от нее в том же слое найден другой уникальный белокаменный предмет – гадательный кубик с отверстием и гравированными знаками (свастика, спираль, решетка).


Стратиграфия культурных отложений в шурфе 4 на Ивановской площади

В слоях и остатках сооружений золотоордынской эпохи на той же территории найдены предметы импорта – свинцовая текстильная пломба из западнофландрского города Диксмёйде, обломки восточной импортной керамики из золотоордынского Поволжья, Крыма, Хорезма, Ирана, а также фрагмент сирийского стеклянного кубка с росписью полихромными эмалями и золотом. Таких вещей не настолько много, чтобы рассматривать изученный участок в качестве сколько-нибудь выделяющегося на фоне других кремлевских усадеб. Скорее можно говорить о среднем для Кремля уровне насыщенности импортами. Таким образом, жизнь в этом месте не только не приостановилась после разорения 1238 г., но продолжалась с ничуть не меньшей интенсивностью.


Работы в подвальном помещении корпуса № 14, 2017 г.

Этап строительства Михайлоархангельского собора в 1365 г. удалось зафиксировать по прослойке белокаменных отёсков, перекрывших более ранние напластования. От более поздних периодов жизни Чудова монастыря на исследованном пространстве сохранилось только два вида древностей – части белокаменных фундаментов от пристроек к собору, создававшихся в XVI–XVII вв., и погребения монастырского кладбища. Среди фундаментов особенно интересен один – в нем вторично был использован белокаменный наличник окна с килевидным завершением, который можно связывать с остатками одного из ранних соборов, разобранных при позднейших перестройках.


Разрез погреба второй половины XII в., с перекрывающими слоями XIII–XV вв., просевшими в котлован

В числе 120 погребений монастырского кладбища второй половины XIV – XVII в. выявлена серия захоронений с керамическими поливными чашечками-елейницами, характерным атрибутом московской погребальной традиции. Обнаружены также части пяти белокаменных саркофагов XV–XVI вв. и два женских захоронения XVII в. с волосниками, украшенными вышивками (с изображениями единорогов, оленей, павлинов). Начатое антропологическое изучение костных останков из погребений позволило установить, что большинство похороненных у стен собора (90 %) были мужчинами с выраженными признаками занятий военным делом (характерные травмы, деформации костей). Солидный для того времени возраст погребенных (40–50 лет) свидетельствует о высоком качестве их жизни. На элитарность данной группы указывали и следы заболеваний, связанных с нарушениями обмена веществ, вызванных преобладанием мясной пищи в рационе питания.


Погреб домонгольской эпохи, в заполнение которого впущен белокаменный фундамент XVI–XVII вв. от пристройки к Михайлоархангельскому собору

Таким образом, не остается сомнений в том, что на исследованной части кладбища были захоронены представители старомосковской военно-служилой аристократии. Персональная идентификация погребенных невозможна, поскольку белокаменные надгробия, отмечавшие могилы, были сняты со своих первоначальных мест, часть из них была использована в кладках фундаментов Военной школы имени ВЦИК. Среди них – надгробие Василия Глебовича Салтыкова, убитого в декабре 1572 г. при взятии крепости Пайда (Вейсенштейн, в Ливонии, на территории современной Эстонии) в ходе Ливонской войны (1558–1583 гг.).


Подковообразная фибула, XI – первая половина XII вв.

Собранные при археологических исследованиях на месте Чудова и Вознесенского монастырей материалы содержат в себе еще большой информационный потенциал, который предстоит раскрыть в ходе дальнейших исследований.


Белокаменная литейная формочка с кириллическими буквами (домонгольской эпохи)

Остатки разрушенных в советское время кремлевских построек, открытых раскопками Института археологии, экспонируются в музейных окнах на Ивановской площади. В одном из них музеефицированы кладки цокольной части церкви Благовещения и Алексия Митрополита и Трапезной палаты Чудова монастыря (1680–1686 гг.), в конструкциях которых использованы надгробия первой половины XVII в., в том числе надгробие «Чудова монастыря слуги» Павла Богдана Родионова (1629 г.) и плита Семена Ратмана Андреевича Вельяминова – представителя аристократического рода Вельяминовых-Зерновых, военачальника эпохи Смуты (1625 г.). В другом музейном окне законсервирован фрагмент цокольного участка западной наружной стены Малого Николаевского дворца с чередованием кирпичных и белокаменных кладок. Создание музейных окон в Московском Кремле – первый в Москве опыт демонстрации в специальных инженерных сооружениях остатков исторических построек, позволяющий вернуть в современную городскую среду подлинные элементы наследия, знаковые для национальной исторической памяти.

Н.А. Макаров, А.В. Энговатова, В.Ю. Коваль


Белокаменный гадательный кубик с гравированными сакральными знаками


Обломки импортной поливной (из Ирана, Золотой Орды и Крыма) и тисненой хорезмийской керамики (XIV в.)


Часть фундамента XVI–XVII вв. с обломком белокаменного наличника от храма XIV или XV в.


Белокаменный саркофаг XVI в. с захоронением


Фрагмент волосника с единорогами и реконструкция лица женщины, погребенной в этом волоснике


Музейные «окна» – специальные инженерные сооружения для демонстрации остатков исторических построек