Новостроечные археологические работы в Москве в широком масштабе были начаты при прокладке первой линии метрополитена. В 1933–1936 гг. археологический надзор на строительстве Московского метрополитена осуществляла экспедиция Московского отделения ГАИМК под руководством А.В. Арциховского и Т.С. Пассек.


Выставка 1935 г. Карта трассы метро 1-й очереди и виды Москвы и московского транспорта (ФО НА ИИМК РАН)

Надежды на эти исследования историками возлагались большие. Действительно, через весь центр города должен был пройти разрез. Предполагалось, что вся древняя Москва окажется как на ладони. Руководству Государственной академии истории материальной культуры удалось согласовать участие археологов в земляных работах. Однако роль археологов оказалась слишком подчиненной. Фактически они стали лишь наблюдателями, которым иногда удавалось «выхватывать» из котлована лишь самые крупные, броские вещи. Не шло речи даже о небольших специализированных раскопках. В результате итоги работ оказались существенно беднее начальных предположений.


Выставка 1935 г. Материалы из раскопа и иллюстрации работ на Арбате, берег Неглинной (ФО НА ИИМК РАН)

На фотографиях представлены стенды с археологическими находками, оформлявшие зал заседаний ГАИМК в здании на ул. Волхонка, 14. Здесь проводились пленумы ГАИМК, а затем её преемника – Института археологии АН СССР.
Хорошо видно, что недостаток археологической информации оформители экспозиции заполняли общими видовыми фото. Подиум заполнен обломками белокаменных надгробий, каменными ядрами, топорами и другими инструментами, крупными фрагментами керамики, в том числе целыми кувшинами, найденными в колодце. Всё это лишь поздние вещи XVI–XVIII вв. По-настоящему древняя Москва осталась в отвалах.


Выставка 1935 г. Щит с историко-археологическими экспонатами: изразцы XVI–XVIII вв. (ФО НА ИИМК РАН)


Выставка 1935 г. Щит с изразцами XVI–XVII вв. (ФО НА ИИМК РАН)

Фактически экспозиция нацелена не на специалиста, а на «широкого пользователя», ну и, конечно, проявлена максимальная политическая лояльность – в центре всего И.В. Сталин.

Эксперимент с наблюдениями можно назвать провалом для городской археологии. Это осознали и его участники. В 1949 г. археологические работы в Зарядье (руководитель М.Г. Рабинович, а затем А.Ф. Дубынин) были поставлены совсем иначе. Археологи провели здесь археологические раскопки. В результате древняя Москва стала фактом науки. К сожалению, дальнейшее развитие городской археологии в Москве не пошло по восходящей. Были отдельные серьезные успехи, но современная система вернулась к примату наблюдений. Современная научная книга по археологии Москвы так и не написана.

Н.А. Кренке


Выставка 1935 г. Щит с материалами работ на Моховой (ФО НА ИИМК РАН)


Выставка 1935 г. Щит с материалами из раскопок Охотного ряда, Владимирских ворот Китай-города (ФО НА ИИМК РАН)


Выставка 1935 г. Щит, посвященный работам в районе Мясницких ворот (ФО НА ИИМК РАН)


Выставка 1935 г. Щит, посвященный работам на участке от Сокольников до Красных ворот (ФО НА ИИМК РАН)


Выставка 1935 г. Щит, посвященный работам на Метрострое 1933–1934 гг.: колодец на Моховой (ФО НА ИИМК РАН)


Выставка к отчетному пленуму ГАИМК 25–28 февраля 1936 г.: фрагмент каменной надгробной плиты княгини Ираиды Ростовской (ФО НА ИИМК РАН)


Выставка к отчетному пленуму ГАИМК 25–28 февраля 1936 г.: надгробная плита князя Прокопия Деяновича Смайлева с надписью 1656 г. (ФО НА ИИМК РАН)