Фанагория – один из крупнейших древнегреческих городов, располагавшихся на северном побережье Черного моря. Ее городище находится на Таманском полуострове, на берегу залива, открытого в сторону Киммерийского Боспора (Керченского пролива). В 2014 г. на месте древнего города и его некрополя был создан государственный историко-археологический музей-заповедник, в котором экспедиция Института археологии РАН осуществляет полномасштабные комплексные археологические исследования.

Некоторое время назад во время раскопок позднеархаического слоя на акрополе Фанагории была сделана редчайшая находка – клад древнейших боспорских серебряных монет в ионийском кувшинчике. Уникальность открытия состоит не только и даже не столько в том, что это единственная подобного рода находка в Причерноморье, сколько в том, что этот нумизматический комплекс позволил окончательно и довольно точно установить дату чеканки древнейших на территории России монет. Кувшинчик содержал в себе 162 серебряные монеты. Он был сокрыт в стене дома, в котором, вероятно, проживал ювелир. Очевидно, что человек такой профессии мог накопить значительное состояние. Дом ювелира погиб в пожаре, который произошел в начале 5 в. до н.э. При этом разрушения в этом районе города носили общий характер: одномоментно погибли другие жилые дома и общественные здания, а также городские оборонительные сооружения, построенные из сырцовых кирпичей в третьей четверти VI в. до н.э.

Установить точную дату катастрофы стало возможным благодаря двум обстоятельствам. И первое из них – это совершенно неожиданная находка на развалинах городских оборонительных стен предмета, который теоретически не мог быть обнаружен в Северном Причерноморье. Речь идет об обломке мраморной плиты с надписью, начертанной персидской клинописью. Она была сделана по распоряжению персидского царя Ксеркса, сына Дария I. Хотя обрывочный текст не поддается осмысленному прочтению, сам факт находки документа такого рода является чрезвычайным событием (практически все надписи персидских царей найдены в Иране) исключительной научной значимости. Известно, что Ксеркс, как и его отец, посвятил жизнь завоеваниям различных территорий ради расширения своей огромной империи, простиравшейся от Афганистана до Египта. Однако главное внимание в завоевательной политике он уделил подчинению Эллады. Ожесточенные сражения между эллинами и персами в целом закончились к 479 г. до н.э. поражением Ахеменидов.

Второе обстоятельство, существенное при анализе фанагорийского клада, содержится в сообщении Диодора Сицилийского (XII.31.1) о том, что на берегах Боспора Киммерийского с 480/79 г. до н.э. и в течение 42 лет правили некие Археанактиды, которых, по-видимому, следует считать олигархическим родом.

Совокупность этих и некоторых других фактов дала возможность установить, что в 480 г. Фанагория (наряду с другими причерноморскими греческими городами) была захвачена персами, которые, судя по всему, и привели к власти своих ставленников Археанактидов.

Количество штемпелей, использованных для чеканки монет, оказавшихся в кладе, позволяет говорить о том, что они выпускались примерно в течение четверти века. Таким образом, первые монеты, отчеканенные на территории России, появились на рубеже VI и V вв. до н.э., т.е. 2 500 лет назад. На лицевой стороне всех монет из клада изображена голова льва в фас, на обороте – вдавленный квадрат. Причина появления в столь раннее время монет на северной окраине античного мира является предметом горячих дискуссий нумизматов и специалистов в области древнегреческой экономики. Тем не менее очевидно, что уже примерно через полстолетия после своего появления, древнегреческие города на территории Боспора (современных Керченского и Таманского полуостровов) достигли в своем развитии высокого уровня. Экономическая необходимость побудила их начать производство «всеобщего эквивалента», облегчившего повседневную жизнь древних эллинов на краю ойкумены.

В.Д. Кузнецов