С весны 2017 г. Крымская новостроечная археологическая экспедиция Института археологии Российской академии наук под руководством д.и.н. С.Ю. Внукова проводит широкомасштабные археологические раскопки в Крыму в зоне строительства трассы «Таврида». На протяжении 200 км, с востока на запад, от Керчи до Симферополя объектами исследования являются около 60 памятников археологии, датируемых от эпохи камня до конца XIX в.

Самым древним изучаемым экспедицией памятником является стоянка Яблочное 1 в Белогорском районе. Здесь найдены изделия из кремня - нуклеусы, отщепы, пластины, скребки, скобели, резец. Они свидетельствуют, что на этом месте неоднократно располагались стойбища древних охотников и собирателей каменного века. Орудия позволяют датировать стоянку эпохами мезолита и неолита, то есть IX–IV тысячелетиями до н.э.

Следующий исторический период, эпоха бронзы, представлен 14 погребальными курганами. Крымские степи и предгорья в этот период населяли различные кочевники, которые хоронили своих умерших в курганах на боку с поджатыми коленями. Самые ранние такие курганы сооружены носителями ямной (2-я половина III – начало II тыс. до н.э.) и кеми-обинской (конец III – 1-я половина II тыс. до н.э.) археологических культур. Захоронения последней совершались в каменных ящиках с раскрашенными охрой внутренними стенками. Погребенных сопровождали лепные сосуды, изделия из камня и кости.

Особенностью позднего этапа эпохи бронзы являются сложные каменные конструкции в курганах. Наиболее ярким оказался комплекс кургана 3 курганной группы Фонтан 1. Перед первым погребением в этом кургане соорудили невысокую земляную площадку, которую по периметру обложили камнями. С юга к ней примыкала конструкция из каменных крупных блоков в виде буквы «П». В центре площадки под плитами было совершено захоронение ребенка, в которое был положен орнаментированный лепной сосуд. Позднее вокруг центрального погребения была возведена квадратная ограда из таких же массивных блоков. В последующие периоды в кургане было совершено еще несколько погребений.

Помимо курганов экспедицией исследуются 3 поселения позднего бронзового века (конец II – начало I тыс. до н.э.). К одному из наиболее интересных таких памятников относится поселение Луговое северо-западное 2. На площади около 1,5 га обнаружено более 20 построек, расположенных почти по окружности. В центре расположены прямоугольные жилые дома с очагами, мастерские, хозяйственные ямы. На окраине поселения выявлены сооружения округлой формы. Судя по находкам костей домашних животных, зернотерок, тёрочных камней и кремневых вставок в серпы, большая часть жителей поселения вела оседлый образ жизни и занимались земледелием и скотоводством. Уникальными находками с этого памятника являются предметы из бронзы; ножи, топор-кельт, заколка, чекан, долото. Керамика представлена почти всеми формами лепных сосудов периода поздней бронзы: сосудами баночного типа, горшками, кубками, мисками, корчагами, сковородками, жаровнями. Некоторые из них имеют орнаментацию в виде расчёсов, различных валиков, тычков и др.

К раннему железному веку (кизил-кобинская и скифская археологические культуры – IX–IV вв. до н.э.) относятся 11 курганов и более 10 впускных погребений в курганах более раннего времени. В большинстве случаев это захоронения в простых прямоугольных ямах, сопровождаемые лепными сосудами. В скифских захоронениях также встречаются бронзовые наконечники стрел, единичные железные предметы и украшения. В одном погребении воина найдена греческая амфора с клеймом. В кургане группы Пролом 2 под каменной набросом выявлены две каменные гробницы, погребения в которых, судя по большому количеству обломков амфор IV–III вв. до н.э., сопровождались тризной.

Античные поселения на территории проводимых археологических раскопок встречены только на территории Керченского полуострова в границах Боспорского царства. Самое западное из них находится недалеко от с. Фронтовое, а самое восточное – в г. Керчь. В основном это аграрные поселения эллинистического времени IV–III вв. до н.э. с небольшим количеством вещевого материала. Они состоят из нескольких отдельных усадеб и комплекса хозяйственных ям рядом с ними. Кроме того, исследуется периферийный участок городища 11-й километр, датирующегося I в. до н.э. – III в. н.э. Здесь собрано большое количество артефактов, в т.ч. монет.
Также раскопки проводятся на всех оборонительных валах Керченского полуострова: Бескровном, Аккосовом (Узунларском), Акмонайском.

Античные погребальные памятники представлены курганами Госпитальный и Цементная Слободка в г. Керчь. Их склепы были разрушены и ограблены в древности. Также большой интерес представляют могильники римского времени на курганах Александровские скалы.

Госпитальный курган представляет собой сложный разновременный погребальный комплекс, основные захоронения в котором были совершены во 2-й половине IV в. до н.э. Открытый в нем склеп, видимо, не уступал лучшим образцам эллинистической боспорской погребальной архитектуры и содержал захоронение представителя верхушки местного общества. Очень интересны поздние рисунки на стенах уже разграбленного склепа.

В 10 км западнее г. Керчь раскапывается группа из 2 курганов Александровские скалы. На них выявлены 2 могильника I–II вв. н.э., в которых обнаружено 213 погребений. Захоронения совершались в грунтовых могилах с каменным перекрытием или в могилах с каменными плитами. Основными находками в захоронениях являются красноглиняные и краснолаковые миски и кувшины. В мисках часто встречаются кости животных. Нередки находки маленьких железных ножей и оселков, бронзовых застежек-фибул и стеклянных флаконов. Во многих погребениях найдены крупные бусины. В единичных захоронениях найдены монеты I–II вв. н.э.

Наиболее ранние средневековые памятники по трассе Таврида представлены впускными погребениями в древние курганы, датируемые XI–XIII в. н.э. Одно из наиболее интересных – захоронение половецкого воина-кочевника в кургане 1 группы из 14 курганов в Белогорском районе. Его могила была перекрыта каменными плитами и завалена камнями. Воин был погребён вместе с богатым инвентарем: железная кольчуга, кольчужный шлем-мисюрка, кожаный колчан со стрелами, железная сабля, обрубок серебряной витой гривны, амфора, бронзовый котелок с железной дужкой, кожаные и текстильные изделия.

Золотоордыским временем датируются 2 поселения: Кош-Кую и Жемчужина-1. Наиболее интересным является поселение Жемчужина-1, где в материковых ямах открыты шесть полностью сохранившихся глинобитных печей с воздуховодами из керамических труб. В слое золы, заполнявшем одну из печей, обнаружены остатки зерна. Под поврежденным распашкой слоем выявлены остатки сохранившихся построек и заглубленные в материк комплексы. На поселении найдены медные монеты, элементы конской сбруи, фрагменты ножей и др. Среди керамических изделий на памятнике выделяется парадная посуда, представленная поливными полихромными орнаментированными чашами местного производства и импортными кашинными чашами XIII – 1-й половины XIV в. Также найдены фрагменты импортных стеклянных сосудов. Особенно интересна находка стеклянного сосуда, расписанного цветными эмалями, аналогии которому известны на Ближнем Востоке во 2-й половине XIII – XIV в. Можно также отметить бирюзовую бусину бочонковидной формы; подобные бусины известны в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Изучаемый памятник представляет собой остатки неординарного сельского поселения, входившего в ближнюю округу генуэзской Кафы. Состав находок позволяет считать, что часть жителей этого поселения имела достаточно высокий социальный статус.

Поселения позднего средневековья и нового времени представлены 6 памятниками. Они имеют усадебную застройку с большими свободными пространствами и с хозяйственными ямами за пределами жилых построек. На 2 поселения от построек сохранилась только известковые заливки полов с очагами и подпольными ямами, сами строения, вероятно, были деревянные. В конце XVIII – XIX в. н.э. появляются кладки из обработанных камней на глине. Находки этого времени представлены турецкими и русскими монетами, курительными трубками, стандартным набором изделий из железа, незамысловатыми украшениями и медными вещами. Технологические традиции в керамических изделиях претерпевают некоторые изменения, но сохраняются многие формы сосудов, известных еще в золотоордынский период. Стоит отметить раскопанный на поселении Ленинское 7 (деревня Аргин XIX в.) каменный «бассейн-цистерну» с колодцем в центре. По всей видимости, это было общественное сооружение.

В настоящее время Крымская новостроечная археологическая экспедиция ИА РАН является крупнейшей в России. В ее работах, помимо археологов, принимают участие антропологи, палеозоологи, почвоведы, реставраторы, специалисты иных направленй. Впервые в рамках одной экспедиции работают исследователи из основных археологических центров России – Института археологии РАН (Москва), Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург), Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (Новосибирск), а также Института археологии Крыма, Музея-заповедника "Херсонес Таврический" и др. организаций. Подобные масштабные работы проводятся в Крыму впервые в истории. Они позволяют добыть важнейшую научную информацию о прошлом Тавриды на протяжении нескольких тысячелетий, а также наглядно проследить особенности исторического развития и хозяйственной деятельности населения полуострова в различных природно-географических зонах. Это позволит нарисовать своеобразный историко-культурный разрез Крыма длиной почти 300 км и уходящий в прошлое почти на 10 тысяч лет.

С.Ю. Внуков, И.В. Рукавишникова, А.Н. Хохлов, К.И. Панченко (все - Москва), А.М. Михайлов (Керчь)Ю.П. Зайцев (Симферополь), П.И. Шульга (Новосибирск), Е.И. Нарожный (Армавир) 


Рис. 1. Вид сверху на каменные сооружения кургана эпохи бронзы курганного могильника Фонтан 1.


Рис. 2. Вид сверху на каменные сооружения кургана эпохи бронзы курганного могильника Фонтан 2.


Рис. 3. Курган у с. Льговское. Лепной сосуд в погребении эпохи бронзы.


Рис. 4. Курганный могильник Белая Скала кеми-обинской культуры. Общий вид на погребение с каменным ящиком.


Рис. 5. Курганный могильник Белая Скала кеми-обинской культуры. Роспись охрой на стенке погребального ящика.


Рис. 6. Курган Сары-Су скифского времени. Общий вид на центральное погребение.


Рис. 7. Курган Сары-Су скифского времени. Кости лошади и гераклейская амфора в центральном погребении.


Рис. 8. Александровские скалы 1. Вид сверху на курган 2 и могильник римского времени.


Рис. 9. Гутус (сосуд-поилка) краснолаковый из могильника римского времени Александровские скалы 1.


Рис. 10. Краснолаковый светильник из могильника римского времени Александровские скалы 1.


Рис. 11. Вид сверху на каменные сооружения кургана Госпитальный.


Рис. 12. Краснофигурная чернолаковая пелика, 3-я четверть IV в., из погребения в кургане Госпитальный.


Рис. 13. Аск краснофигурный чернолаковый из тризнового комплекса кургана Госпитальный.


Рис. 14. Общий вид на каменный склеп кургана 4 могильника Цементная слободка 1.


Рис. 15. Краснолаковый кубок, орнамент барботин, конец I в. до н.э., из погребения в кургане 4 могильника Цементная слободка 1.


Рис. 16. Поселение Жемчужина 1. Вид сверху на печь золотоордынского времени.


Рис. 17. Поселение Жемчужина 1. Вид сбоку на печь золотоордынского времени.


Рис. 18. Поливная и кашинная столовая посуда золотоордынского времени с поселения Жемчужина 1.


Рис. 19. Поселение Кош-Кую. Вид сверху на постройку позднесредневекового времени.


Рис. 20. Поселение Аргин. Общий вид на «бассейн-цистерну» XIX в.