Близятся к завершению работы на уникальном памятнике древнерусской архитектуры, церкви Благовещения на Городище. Местность, где проводятся эти сложнейшие архитектурно-археологические работы, расположена в окрестностях Великого Новгорода и называется также Рюриково Городище. Это место, куда в 862 году пришел княжить князь Рюрик, одно из древнейших поселений Руси.

Археологи Новгородского архитектурно-археологического отряда из Института археологии РАН ведут раскопки стоящей на Городище церкви Благовещения Богородицы второй год. Эти раскопки вызваны не только стремлением к научному изучению древнего храма, но и нуждами реставрации: церковь уже реставрируется и консервируется, а остатки более ранней постройки, расположенные внутри храма, будут экспонированы в этом объекте и доступны для осмотра посетителей под возводящейся стеклянной крышей. Такой проект консервации древних руин и одновременного музейного показа еще более ранней постройки уникален для России.

История храма Благовещения довольно сложна. Впервые каменная церковь на этом месте была построена по заказу новгородского князя Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, в 1103 году. Этот большой, монументальный храм был расписан фресковой живописью. В 1342–1343 годах по приказанию московского великого князя Симеона Гордого старый храм был разрушен, а на его месте был выстроен новый. При этом, как выясняется в процессе исследований, основания древнейшей церкви был засыпаны песком и строительным слоем, содержащим фрагменты первоначальной живописи начала XII века.

Храм XIV века немного перестраивался в конце XVIII века, а в Великую Отечественную войну попал на линию фронта и был очень серьезно поврежден. После войны часть руин была временно законсервирована (фото 01), а около руин производились раскопки, в которых нашли основания стен ранней постройки, но храм 1103 года был раскопан не полностью.

В нынешнем сезоне исследования сосредоточены внутри храма XIV века, в настоящее время открыты основания двух восточных подкупольных столбов крестообразной формы, часть стен северной и восточной частей первоначальной постройки 1103 года; на большой площади открыты наливные, растворные полы того же времени. В небольшом раскопе у полукружия стен древней абсиды открыты слои, предшествующие постройке каменного храма, эти слои датируются X–XI веками.

Из слоев времени существования храма извлечена свинцовая печать смоленского князя Мстислава Давыдовича, правившего несколько лет в Новгороде в конце XII столетия.

Слой с фрагментами первоначальной фресковой росписи очень тщательно перебирается (фото 02), на раскопе работают профессиональные реставраторы из Новгородского музея-заповедника. Такая тщательная выборка и последующая переборка привели к обнаружению тысяч фрагментов фресковой живописи, среди этих фрагментов есть уже десятки частей ликов, отдельных глаз, ушей, носов (фото 03, 04, 05), множество фрагментов с орнаментом одежд. Все эти фрагменты дают представление о стиле росписи, одной из древнейших на территории современной России (они раньше росписей Софии Новгородской). Это была достаточно яркая живопись со смелыми колористическими переходами.

Другим важнейшим открытием является два десятка фрагментов или групп фрагментов фрески с надписями-граффити первой половины XII века. Самые интересные из найденных – надписи о смерти и погребении князя Всеволода Мстиславича, который княжил в Новгороде с 1117 по 1136 год, а потом был изгнан из города и умер в 1138 году в Пскове. Этим событиям посвящены три надписи в алтаре, одна – «парадная» и пространная, написанная очень красивым почерком, вторая очень краткая, и третья – о том, что он был погребён на следующий день после смерти. 

Среди этих уникальных надписей с молитвенными текстами и записями о смерти каких-то лиц (эти надписи сделаны кириллицей) выделяются несколько надписей глаголицей (фото 06), более старым алфавитом, который к началу XII века уже был редкостью (фото ). Одна из надписей, содержащая молитву, претендует на место самой большой известной на нынешний момент глаголической надписи в России.

Но самой важной археологической находкой является собственно древняя архитектура – стены, столбы, участки пола, расписанный фреской престол жертвенника. Все это не будет только сфотографировано и зачерчено, а потом засыпано, как это чаще всего происходит, эти части древнего здания будут показаны внутри перекрытых стеклянной крышей сохранившихся частей храма XIV века, над ними пройдут деревянные мостки, с которых их будут смотреть экскурсанты.
                                                                                                                       чл.-корр. РАН В. В. Седов


Фото 01.


Фото 02.


Фото 03.


Фото 04.


Фото 05.


Фото 06.