Монография вышла из печати в конце октября в год 400-летия завершения Смуты и избрания на царство Михаила Романова. Она издана Институтом археологии РАН вместе с Российским историческим обществом. Что не случайно. Работа имеет опору в археологии, но далеко выдвигается за ее границы, затрагивает проблемы национальной психологии и русского менталитета, уводит читателя в недра отечественной истории.

В последние годы археология резко расширила свои границы, уверенно включив в них начало Нового времени. Так во всем мире. Но в России этот процесс сопровождается сдвигом смысловых акцентов. Памятники XV-XVIII веков создавались в эпоху выработки исторических основ нашего государства. Отсюда их исключительное значение для понимания корней русского сознания: способов восприятия мира, матриц мышления, традиций, сложившихся за два-три недолгих века Московского царства. В его мир современный человек, сам того не сознавая, погружен ландшафтом, строем «старомосковской» речи и вкусом к чтению, и, конечно, древностями. Археология играет все более важную роль: реконструирует политические события, строит собственные версии истории «расцветов» и «катастроф», открывает историю повседневности и обозначает вехи развития национальной памяти.

Одна из таких вех – усыпальница рода князей Пожарских в Спасо-Евфимиевом монастыре. Ее остатки нашел и впервые изучил граф А.С. Уваров, определив одно из погребений как принадлежащее князю Д.М. Пожарскому. Это раннее (1851–1852 гг.) открытие стало одной из отправных точек русской археологии, его значение сопоставимо с началом раскопок Десятинной церкви в Киеве и Борисоглебской в Старой Рязани. Они и сегодня сохраняют значение.

Но именно поэтому назрела необходимость их повторить – описаний XIX в. недостаточно, чтобы полноценно включить усыпальницу в современный научный контекст. В работах А.С. Уварова остался ряд белых пятен в силу ограниченности тогдашних технических средств и утраты части материалов. Работы 1850-х гг. имели четкую цель: найти могилу спасителя Отечества. Особенности сооружений, детали обряда, половозрастной состав некрополя были важны только как инструменты идентификации. Для сегодняшней науки это, напротив, самодовлеющая ценность.

Новые исследования позволили получить данные для историко-археологической характеристики всего объекта, а не только погребения Д.М. Пожарского: восстановлена последовательность захоронений; проведен антропологический анализ; реконструирован интерьер и внешний облик усыпальницы и отдельных сооружений. Удалось сравнить эти данные с материалами общего монастырского кладбища и статусными усыпальницами Московской Руси.

Конечно, главное погребение требовало особого внимания, тем паче, что в последние десятилетия резко обострилась проблема достоверности идентификации останков исторических личностей. Спустя 150 лет удалось убедиться, что останки покоятся на своем месте, а предложенная в 1850-х гг. идентификация погребений довольно надежна (в книге этот сюжет, при всей строгости изложения, не лишен детективной увлекательности).

Книгу открывает подробный рассказ о работах графа А.С. Уварова. Затем последовательно описана сравнительная планиметрия усыпальницы, даны антропологический и генеалогический анализы. Последняя глава посвящена культурно-исторической интерпретации: на широком фоне истории погребальной традиции, начиная с древнерусского периода, используя письменные и материальные источники, автор реконструирует основные элементы усыпальницы. Особое внимание уделено становлению статусных некрополей в Московском государстве эпохи первых Романовых.

Полностью материалы раскопок публикуются в приложениях. В основе лежит научный отчет, дополненный материалами антропологических, эпиграфических, историографических и иных исследований (авторы: Л.А. Беляев, И.В. Папин, М.А. Капитонова, О.А. Воронова (Тихова), О.Н. Глазунова, А.А. Рассказова, А.А. Аникина, И.И. Ёлкина, И.Н. Ершов).

Исследования усыпальницы Пожарских образуют этап в работах по «археологии Смуты» и империи Дома Романовых, таких как раскопки Казанского собора в Москве, работы в городах и острогах Сибири и в усыпальнице Новоспасского монастыря, разбор материалов Тушинского лагеря в ГИМе, новационный проект исследований Ново-Иерусалимского монастыря. Это очень разные по жанрам, исходным задачам, методам и результатам исследования. Но есть и общее: они стремятся ярче осветить становление Российской империи, помочь понять, почему мы празднуем 4-е ноября, осенний праздник Казанского Образа Богоматери как День народного единства. Показать, что значило для страны избрание нового царя, Михаила Романова. Научные и социокультурные задачи здесь сплетены неразрывно. Современное общество, государство, Церковь стремятся подчеркнуть историческую преемственность с самыми славными страницами прошлого России. Одна из главных среди них – победа в смертельной борьбе с угрозой распада в начале XVII века. Эта победа персонифицирована в образах двух «прямых людей» своего времени – старосты Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Интерес к погребению одного из них проявят, конечно, не только специалисты.

Остается добавить, что научные исследования Институт археологии РАН осуществлял совместно с Государственным Владимиро-Суздальским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником и НПЦ «Древности Севера», а часть исследования выполнена в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» (2012-2014).