Издан новый – 267-й – выпуск «Кратких сообщений Института археологии». В него вошли статьи, посвященные находкам и проблемам разных эпох и территорий.

Так, Т.В. Корниенко предлагает классификацию древнейших общественных построек эпохи докерамического неолита на поселениях Северной Месопотамии. Классификация строится на морфологии и конструкции строений, а также их образно-композиционных и функциональных особенностях. Автор выделяет четыре типа построек, три из них представляют одну эволюционную линию. При этом для разных типов прослеживаются различия в функциях: есть постройки, связанные с хозяйственной деятельностью, с ритуальными собраниями, с обрядами захоронения, а также полифункциональные.

Т.Х. Йонукс пишет об антропоморфных фигурках каменного века, найденных на территории Эстонии. Скульптура, обнаруженная в реке Пярну, датируется примерно 6000 г. до н.э. и, по мнению автора, изображала мёртвого человека. Одиннадцать небольших подвесок из могильника и поселения Тамула I были созданы около 4000 г. до н.э. и, как считает исследователь, изображали духов-помощников шамана.

Е.В. Кузнецова с коллегами публикуют погребение с книдскими амфорами из меотского могильника у Старокорсунского городища № 2. Одна из амфор имеет сравнительно «узкую» дату – 320–310-е гг. до н.э., что позволяет уточнить датировку ряда других находок: терракотовых горгонейонов, бронзового зеркала, подвески-распределителя амфоровидной формы, стеклянных и керамической бусин, лепной курильницы, сероглиняной миски с резко загнутым бортиком.

Е.В. Столяров и О.А. Радюш вводят в научный оборот клад II–I вв. до н.э., обнаруженный в Курской области (Среднее Посеймье). Комплекс состоит из двух массивных бронзовых браслетов, не имеющих прямых синхронных аналогий, бронзового зеркала и двух железных втульчатых наконечников копий. По мнению авторов, находка может быть связана с феноменом «странных комплексов» или ритуальных/вотивных кладов III–I вв. до н. э., происходящих с территории от Северного Причерноморья до Волги. Публикуемый клад, полагают исследователи, может маркировать продвижение на север лесостепного населения с ярко выраженной воинской культурой.

М.М. Казанский и А.В. Мастыкова пишут о локализации гуннского народа акациры. По их мнению, после Аттилы этот народ вытеснили на север – на окраину степи, в бассейн Верхнего и Среднего Дона и на Левобережье Днепра. Как полагают авторы статьи, с акацирами связаны единичные ингумации в курганах, в ямах, иногда со ступенями и подбоями. Погребённые часто ориентированы головой на север, с отклонениями к востоку. В отдельных случаях отмечены находки костей лошади, использование бересты и искусственная деформация головы. Исследователи считают, что объединение акацир включало и оседлые группы варваров, живших на границе со степью: прежде всего, население Верхнего Дона и носителей рязано-окской культуры. 

Полный текст выпуска можно загрузить в электронной библиотеке ИА РАН.


Статьи, упомянутые в анонсе:

Йонукс Т.Х.
Антропоморфные фигуры каменного века из кости и рога с территории Эстонии – разные стили, разные толкования? Антропоморфные фигуры в окрестностях Балтийского моря

Корниенко Т.В.
Основные типы общественных сооружений культового назначения на поселениях Северной Месопотамии эпохи докерамического неолита

Кузнецова Е.В., Лимберис Н.Ю., Марченко И.И., Монахов С.Ю.
Погребение с книдским амфорами из могильника Старокорсунского городища № 2

Столяров Е.В., Радюш О.А.
Уникальный клад предметов мужской воинской культуры II–I вв. до н. э. с территории Курской области

Казанский М.М., Мастыкова А.В.
Акациры: северная окраина кочевой степи после Аттилы