Издан новый – 266-й – выпуск «Кратких сообщений Института археологии». В нём опубликованы статьи о находках и памятниках бронзового, раннего железного и средних веков, а также керамологические, естественнонаучные и нумизматические исследования. Кроме того, в номере содержатся доклады двух конференций: «Большой Шигирский идол в контексте искусства каменного века Северной Евразии» и «Методические аспекты изучения древних и средневековых кремаций». Всего в выпуске 28 статей.

Е.А. Кашина анализирует «искусствоведческий контекст» Большого Шигирского идола: монументальную скульптуру и образцы искусства малых форм Европы и Зауралья от эпохи мезолита до бронзового века. Анализ резных антропоморфных скульптур позволяет автору проследить, как менялся стиль изображений. На основе этих изменений, наиболее близких аналогий и их прямых датировок, автор приходит к выводу, что Большой Шигирский идол может быть отнесён ко времени не ранее конца каменного века. Такое заключение вступает в противоречие с радиоуглеродной датой идола (эпоха мезолита). По мнению исследователя, это противоречие может объясняться тем, что для идола использовался «ископаемый» ствол лиственницы.

С.Н. Савченко придерживается радиоуглеродной датировки Большого Шигирского идола эпохой мезолита, а свою статью посвятила интерпретации изображений на нём. По её мнению, на поверхности скульптуры сохранились рисунки восьми персонажей, но первоначально их могло быть девять или десять. Автор обращается к религиозно-мифологическим взглядам финно-угорских народов, предлагая интерпретацию изображений. Некоторые фигуры могли воплощать женское и мужское начала, миры растений и зверей, а все вместе – передавать картину сотворения мира. Исследователь не исключает, что изображения Шигирского идола моли быть связаны и с культом первопредков. Аналогии фигурам она видит в памятниках, которые датируются временем от верхнего палеолита до раннего железного века.

А.В. Епимахов публикует псалии и распределитель ремней конского оголовья из Владимировки, могильника бронзового века в Южном Зауралье. Исследователь считает, что эти элементы колесничного комплекса можно рассматривать как показатель мобильности населения. Сам могильник он относит к петровско-алакульским памятникам, тогда как псалии типологически близки петровским и синташтинским, а орнаментация распределителя ремней находит аналогии в петровских и срубно-алакульских материалах Доно-Волжского региона. По мнению автора, такие аналогии отражают надкультурный характер колесничного феномена.

Л.А. Голофаст и А.Н. Свиридов пишут о редком стеклянном кубке с орнаментом, выполненным накладными «змеевидными» нитями, из могильника Фронтовое 3 в Юго-Западном Крыму. Его нашли в погребении конца II – середины III в. н.э. Сам кубок, несомненно, был предметом роскоши и происходил из одной из западноевропейских мастерских. Появление сосуда в Юго-Западном Крыму, по мнению авторов статьи, связано с присутствием римлян.

А.Е. Леонтьев и И.А. Сапрыкина исследуют цветную металлообработку на городище Выжегша во Владимирской области (конец VI–IX вв.). Там существовали две мастерские, одна из них специализировалась на обработке серебра, другая – на литье изделий из легкоплавких сплавов. Помимо серебра и легкоплавкого сплава, на городище представлены оловянная и оловянно-свинцовая бронзы, латунь и многокомпонентный сплав. Из-за отсутствия сопоставимых материалов с других памятников анализ изделий Выжегши не позволяет установить место их производства. По некоторым признакам предметы из цветного металла Выжегши сближаются с находками из раскопок Большетарханского, Большетиганского, Крюково-Кужновского и Подболотьевского могильников.

Полный текст выпуска можно загрузить в электронной библиотеке ИА РАН.


Статьи, упомянутые в анонсе:

Голофаст Л.А., Свиридов А.Н.
Стеклянный кубок с орнаментом накладными «змеевидными» нитями из могильника Фронтовое-3

Епимахов А.В.
Атрибуты колесничного комплекса из могильника бронзового века Владимировка (Южное Зауралье)

Кашина Е.А.
Большой Шигирский идол в контексте антропоморфизма доисторического мобильного и монументального искусства Европы и Зауралья

Леонтьев А.Е., Сапрыкина И.А.
Цветная металлообработка на городище Выжегша

Савченко С.Н.
К вопросу об интерпретации изображений Большого Шигирского идола