Вышла новая книга – «Древности Центрального Кавказа VII–XIII вв. (по материалам Даргавского могильника)». Её авторы – сотрудники ИА РАН П.С. Успенский и З.Х‑М. Албегова (Царикаева).

Книга посвящена в первую очередь материалам раскопок Даргавского могильника – одного из опорных памятников для изучения аланской культуры. Возникновение Даргавского могильника датируется VI–VII веками – временем, когда аланы массово продвигаются в горную зону Центрального Кавказа. Среди причин этой миграции называют установление более теплого и засушливого климата, необходимость освоения новых месторождений руд. Проникнув в Даргавскую котловину, носители аланской культуры живут там вплоть до монгольского нашествия.

Одна из главных задач исследования – разработка хронологии некрополя, основанная на типологии и взаимовстречаемости находок, а также данных радиоуглеродного анализа. На основе результатов естественнонаучных исследований образцов, собранных в ходе недавних раскопок, были реконструированы условия жизни людей и их внешний облик.

Сопоставление погребального обряда Даргавского могильника с синхронными памятниками аланской культуры позволили выделить особенности в конструкциях катакомб, продиктованные дефицитом земли в горной зоне. Погребения второй половины VI – первой половины VIII в. немногочисленным, катакомбы в основном однокамерные и не отличаются богатством, предметы вооружения представлены наконечниками копий и стрел. Встречаются также византийские и сасанидские монеты – вероятные свидетельства участия алан в ирано-византийских войнах.

Ко второй половине VIII – второй трети X в. относится большинство погребений могильника. Распространяются многокамерные катакомбы, формируется материальная культура «салтовского» облика, развившаяся в рамках Хазарского каганата. Среди сопровождающего инвентаря встречается устойчивый набор вооружения и конского снаряжения. Распространяются сабли и топоры. Импортные предметы указывают на торговлю с Закавказьем. Палеоантропология свидетельствует о скудном и однообразном рационе алан в это время. В основном, они употребляли растительную пищу.

С конца X века количество погребений уменьшается: видимо, в это время происходит отток населения, в том числе на предкавказские равнины. Укрепление связей с равнинной зоной Центрального Предкавказья подтверждает погребальный инвентарь – в горную зону проникают вещи (элементы костюма, вооружение и конское снаряжение, керамика), широко распространенные в катакомбах Змейского могильника, одного из крупнейших памятников времени расцвета Алании. В то же время и уменьшаются контакты с Закавказьем. Некоторые изменения происходят и в обряде. Даргавское население продолжает использовать катакомбы предшествующего периода. Со второй половины XI в. сокращается количество инвентаря, вплоть до полного его исчезновения во второй половине XII – начале XIII в. Монгольское нашествие наносит удар по населению Даргавской котловины. Катакомбный обряд исчезает, на смену ему приходят обряды погребения в каменных ящиках, гробницах и склепах.

Загрузить книгу можно в электронной библиотеке ИА РАН.


Выходные данные:

Успенский П.С., Албегова (Царикаева) З.Х-М. Древности центрального Кавказа VII–XIII вв. (по материалам Даргавского могильника). – М.: ИА РАН, 2021. – 272 с.