С 23 июня по 15 сентября 2018 года в Национальном музее имени А.В. Анохина г. Горно-Алтайска экспонируется выставка «Каменная летопись Алтая: образы Каракола», подготовленная Институтом археологии РАН.

Музей в этом году отмечает 100-летний юбилей. Его славный путь связан с именами выдающегося художника Г.И. Чорос-Гуркина, исследователя культуры народов Южной Сибири, А.В. Анохина и многих ученых, которые в 1920–1930-х годах наряду с природными ресурсами Горного Алтая изучали религиозные культы, обряды и поверья алтайцев. Образы Каракола иллюстрируют одну из наиболее ярких страниц каменной летописи Алтая эпохи бронзы, все еще недостаточно оцененную в контексте мировой истории искусства. Выставка связана еще с одной знаменательной датой и включена в план мероприятий к 100-летию российской академической археологии, приводящихся под эгидой Российского исторического общества.

Выставка представляет результаты нового технологичного документирования плит Каракола, Озерного, Беш-Озека, возвращение к этим материалам на новом уровне стало возможно в результате использовании современных методов, дополняющих известные образы новыми деталями, не различимыми невооруженным глазом.

Выразительные антропоморфные фигуры на плитах Каракола выполнены в смешанной технике с использованием гравировок разной глубины, пришлифовки и окрашивания, реже выбивки. Совмещение разных техник приводит к необходимости многостадийной документации, включающей фотосъемку в различных спектральных диапазонах, многоугловую теневую фотосъемку, фотограмметрию, а также методы цифровой обработки полученных изображений.

Каракольцы Алтая применяли для декорирования погребальных сооружений краски красного и черного цвета. Красный пигмент получали из охр, роль черной краски в росписях выполняла сажа, однако на черепах погребенных был обнаружен другой пигмент – гематит, в зависимости от направления освещения выглядящий черным или серебристым. Белую краску заменяло выскабливание и процарапывание поверхности, обнажавшее более яркий слой субстрата под потемневшей патинированной коркой плиты.

Персонажи Каракола и других одновременных памятников изображены в странных головных уборах: высоких петлеобразных или поднимающихся вверх парой длинных отростков. Головы других окружены веером расходящихся лучей-перьев, иные завершаются длинными торчащими или повисшими ушами. Одеты персонажи в затейливые костюмы, напоминающие или двуцветные облегающие комбинезоны, или широкоплечие халаты со спущенными удлиненными рукавами, часто снабженными V-образными низкими вырезами или нагрудниками. Вероятно, что существа изображали костюмированных участников погребальных процессий.

Благодаря содействию Национального музея им. А.В. Анохина, появилась возможность продемонстрировать результаты работ, выполненных в фондах Музея Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Горно-Алтайского государственного университета в рамках научных проектов, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований.

В сотрудничестве с НИЦ «Курчатовский Институт» на уникальных установках были изучены краски, которыми выполнены полихромные изображения на плитах погребений.

На выставке хорошо известные образы Каракола предстают буквально в новом свете. Для редокументации использованы современные методы, позволяющие выявлять мельчайшие детали изображений, будь то поблекшие следы краски или тончайшие гравировки. При большом увеличении становится возможным проследить следы инструментов древнего художника и даже обнаружить новые изображения, которые не фиксировались ранее.




Выставка подготовлена Центром палеоискусства Института археологии РАН

Тексты – Екатерина Дэвлет, фотографии – Александр Пахунов