Военные биографии ученых-археологов, сотрудников нашего Института, сложились по-разному.  Многие ушли добровольцами на фронт и сняли форму лишь после Победы; другие продолжали научную работу под бомбежками в Москве и Ленинграде, вели раскопки в археологических экспедициях на Урале и в Центральной Азии. Были среди них репрессированные, были и те, кто не дожил до Победы.

Мы продолжаем публикации очерков о судьбах ученых Института археологии РАН в годы Великой Отечественной войны, начатые в 2020 году ("Из прошлого...", "Археологи на войне...", "Жизнь после войны...").



Алексей Петрович Смирнов – участник Московского народного ополчения 1941 г.

Алексей Петрович Смирнов (1899–1974) – выдающийся советский археолог, доктор исторических наук, профессор. Родился в Москве в семье присяжного поверенного. Участвовал в Первой мировой войне. Окончил в Москве реальное училище (1916 г.), в 1922–1924 гг. учился на археологическом отделении факультета общественных наук МГУ, в 1929 г. закончил аспирантуру Института археологии и искусствознания Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук, ученик В.А. Городцова и Ю.В. Готье. В 1944 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Волжские Болгары». В Государственной академии истории материальной культуры / Институте истории материальной культуры (ИИМК) / Институте археологии АН СССР работал с 1932 г. В 1950–1956 гг. занимал должность заместителя директора, а в 1956–1974 гг. – заведующий отделом скифо-сарматской археологии.

А.П. Смирнов проводил археологические исследования в Чувашии, Удмуртии, в Крыму, Тамани, участвовал в спасательных раскопках при строительстве Московского метро, руководил Поволжской, Куйбышевской и Чебоксарской экспедициями, возглавлял широкомасштабные раскопки городов Волжской Болгарии – Сувара и Болгара. Ученый является автором основополагающих трудов по истории Волжской Болгарии и археологии финно-угорских народностей Среднего Поволжья и Прикамья.


Документы из архивов Института археологии РАН, Института российской истории РАН, Отдела письменных источников ГИМ, а также различные публикации сохранили сведения, относящиеся к военной биографии ученого. Вскоре после начала войны Алексей Петрович вступил в Народное ополчение, и 7 июля 1941 г. он был зачислен бойцом в первую роту, в первый батальон первого полка 1-й Ленинской дивизии. В фондах Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда хранится фотография участника Народного ополчения г. Москвы А.П. Смирнова. Туда же была передана статья «Отец о войне», написанная его сыном Кириллом Алексеевичем Смирновым (также известным археологом) по воспоминаниям отца.

В Тольстопальцеве (сейчас это поселок в районе Внуково г. Москвы) Алексей Петрович прошел строевую подготовку. В конце июля его роту перевели в город Малоярославец Калужской области, а после – в село Юрьевское, где он вместе с сослуживцами, среди которых тоже были археологи, занимался устройством оборонительных рубежей – прокладкой противотанковых рвов. В это же время Ленинская дивизия была включена в состав 33 армии Резервного фронта.

В сентябре 1941 г. части дивизии отправились через Спас-Деменск в деревню Речица Калужской области, где также строили линии укреплений. Вероятно, именно оттуда 2 сентября Алексей Петрович отправил письмо своему другу и коллеге по МГУ и ИИМК Артемию Владимировичу Арциховскому – с учетом военной цензуры, очень лаконичное. В письме он передал привет коллегам-археологам по ИИМК и Государственному историческому музею.


Письмо А.П. Смирнова к А.В. Арциховскому. Архив РАН. Ф. 1804. Оп. 1. Д. 207. Л.1–1об.

Приводим его полностью:


2/IX 1941 г. 

Привет Киселеву, Евтюховой, Рыбакову, Пассек, Эдингу и т.д.

Дорогой Артемий.

Прошло два месяца с того дня как мы с тобой сидели в МоИИМКе и обсуждали перспективы войны. Много воды утекло с тех пор. Давно я не видел ни тебя, ни Киселевых и откровенно сказать соскучился. Мы находимся недалеко от тех мест, где Толстов и другие. Как будто они несколько впереди нас. Однако я ни его, ни Бадера не встречал. Наша жизнь идет однообразно. День за днем одно и тоже. Крупнов, попав в госпиталь, кажется, переведен в другую часть. Жаль, он компаньон неплохой. Из Москвы я не имею почти никаких сведений. Как-то писал тебе, Киселевым, но как Вы живете не знаю. Буду рад, если найдешь время и желание черкнуть пару строк. Здесь каждое письмо событие, особенно для тех, кто мало их получает.

Желаю тебе успеха во всех делах.

Преданный А.П. Смирнов.


К концу сентября Алексей Петрович вновь оказался в окрестностях Спас-Деменска. 2 октября началась Вяземская оборонительная операция, закончившая катастрофой и окружением основных сил, задействованных в ней дивизий. Среди погибших бойцов Народного ополчения были многие студенты, преподаватели и ученые Москвы. В этот период погиб археолог А.А. Мансуров, попал в плен сотрудник ГИМ П.А. Дмитриев.

6 октября части Ленинской дивизии попали в окружение. Группа, в которую входил Алексей Петрович, смогла прорваться из окружения и перейти линию фронта 22 октября у д. Борисово в районе г. Вереи.

Алексей Петрович сначала был направлен в 202-й запасной полк в Тучкове, а позже, 28 октября – в 840-й саперный батальон, входивший в состав Западного фронта. Здесь он, будучи рядовым бойцом батальона, служил писарем, работал на строительстве укреплений под Истрой и Можайском, участвовал в контрнаступлении под Москвой на Истринском направлении.

14 января 1942 г. Алексей Петрович был демобилизован. Практически сразу он возглавил отряд археологов для фиксации разрушений Иосифо-Волоцкого монастыря и усадьбы Ярополец под Волоколамском в рамках работы Комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР.

В дальнейшем Алексей Петрович был начальником отряда в составе Экспедиции особого назначения АН СССР. В августе-сентябре 1942 г. он обследовал территорию от Сталинграда до Казани с целью изучения местности на предмет строительства укреплений. В период Сталинградской битвы к этой работе привлекли и других археологов, потому что требовались люди, хорошо ориентирующиеся на местности и умеющие вести топографическую съемку.

На Московское отделение Института истории материальной культуры (МО ИИМК) было возложено определение ущерба, причиненного археологическим памятникам и археологическим коллекциями. В 1944 г. Алексей Петрович стал экспертом Чрезвычайной Государственной комиссии «по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР» (ЧГК).

В июле–августе 1944 г. Алексей Петрович работал в составе Северо-Кавказской экспедиции ИИМК по мандату ЧГК. Были обследованы и составлены акты о повреждении Елизаветинского и Семибратнего городищ в Краснодарском крае, курганов у станицы Абинской и поселка Сенной (в погребальных насыпях устраивали дзоты и землянки); зафиксированы значительные утраты археологических коллекций в ходе разрушения и разграбления музеев Краснодара, Армавира и Кропоткина. В мае-июле 1945 г. Алексей Петрович по специальному заданию работал в составе группы по изучению коллекций музеев в Германии.

В августе-сентябре 1945 г. Алексей Петрович, возглавив объединенную экспедицию ИИМК, ГИМ и Государственного музея Татарской АССР, провел археологические исследования Болгарского городища.

За участие в Великой Отечественной войне А.П. Смирнов был награжден медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией».

П.Г. Гайдуков, А.А. Кудрявцев


Список литературы и архивных материалов:

Гайдуков П.Г., Кудрявцев А.А. Артемий Владимирович Арциховский в период Великой Отечественной войны (по материалам переписки с коллегами и учениками) // Очерки истории отечественной археологии. Вып. VI. М.: ИА РАН, 2022. С. 381–388. 

Коваль В.Ю. А.П. Смирнов (1899-1974) // Институт археологии РАН: 100 лет истории. М.: ИА РАН, 2019. С. 291–292.

Кудрявцев А.А., Володин С.А. Участие сотрудников Московского отделения Института истории материальной культуры АН СССР в работе Чрезвычайной Государственной комиссии (1943–1944 гг.) // КСИА. Вып. 260. М.: ИА РАН, 2020. С. 540–555.

Личный фонд А.П. Смирнова // Отдел письменных источников ГИМ. Ф. 496.

Личный фонд А.В. Арциховского // Архив РАН. Ф. 1804.

Мельникова О.М., Останина Т.И. Археолог Алексей Петрович Смирнов о Великой Отечественной войне // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология. 2020. Т. 30. Вып. 4. С. 718–727.

Овчинников А.В. А.П. Смирнов как исследователь древней и средневековой истории Волго-Уралья. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань, 2008.

Руденко К.А. Казанские археологи в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) (по материалам переписки А.П. Смирнова и А.М. Ефимовой). Казань, 2020. 92 с.

Смирнов К. Об отце // Археологи на войне (воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны). М., 1990. С. 72–73.

Смирнов К.А. Смирнов Алексей Петрович (1899–1974) // Институт археологии: история и современность. М.: ИА РАН, 2001. С. 215–218.