17 мая прошел второй в 2021 г. межрегиональный семинар «Вещь: время и место». Семинар прошел в онлайн-формате. В семинаре приняло участие 95 человек из Москвы, Подмосковья, Урала, Сибири, Ярославля, Ставропольского края, Германии и Израиля. Ими стали студенты, преподаватели, научные сотрудники крупнейших учебных заведений, научно-исследовательских центров, музеев. Среди них: Российский государственный гуманитарный университет, Институт археологии РАН, Томский государственный университет, Московский государственный университет, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и филиал академии в Перми, Ярославский художественный музей, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, (организаторы семинара), Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Московский государственный объединенный музей-заповедник, Высшая школа экономики и др.

Впервые в семинаре принял участие представитель университета Бен Гуриона в Негеве в Израиле – известный археолог Яна Чехановец.


Беляев Леонид Андреевич, ИА РАН
Баранова Светлана Измайловна, РГГУ
Вступительное слово


Чехановец Яна, университет Бен Гуриона в Негеве, Израиль
Паломническое кольцо из Иерусалима с изображением Воскресения

В докладе представлен перстень с изображением Жен-Мироносиц у Гроба Господня, полученный при раскопках в Иерусалиме, на территории города Давида. Стратиграфическая картина его обнаружения позволяет связать вещь хронологически с VI–VII вв., а топографически – с одной из мощеных дорог, по которым двигались процессии паломников-христиан к храму Воскресения. Иконография, а также контекст обнаружения позволяют рассматривать предмет как одну из евлогий (благословений), которые вырабатывали местные мастерские для пилигримов как апотропеи и памятные предметы, освященные посещением Святого Гроба, напомнить о взаимной зависимости иконных изображений, вспомнить описания хождений в Иерусалим в эпоху раннего христианства.


Ильичев Денис Владимирович, младший научный сотрудник лаборатории художественных практик и музейных технологий ФГАОУ ВО «УрФУ им. Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
Кулеш Никита Александрович, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник отдела магнетизма твердых тел НИИ ФПМ, доцент кафедры магнетизма и магнитных наноматериалов ФГАОУ ВО «УрФУ им. Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
Мингазтдинов Михаил Хамитович, старший научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств, г. Екатеринбург
Технико-технологическое исследование картины «Юдифь с головой Олоферна» из собрания Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Новые данные к атрибуции

С целью уточнения атрибуции картины «Юдифь с головой Олоферна» из Нижнетагильского музея изобразительных искусств (копии с Кристофано Аллори) было проведено ее подробное технико-технологическое исследование. Согласно существующей атрибуции, картина была написана в Италии в XVII веке. Для предоставления датирующих данных был проведен анализ пигментов нижнетагильской «Юдифи» методами рентгенфлуоресцентного анализа и цифровой микроскопии с использованием энергодисперсионного рентгеновского спектрометра. Аналитические результаты, дополненные данными УФ- и микросъемкой, рентгенографией, исследованиями основы, слоев грунта и живописи картины, соответствуют существующей атрибуции, но при этом однозначно ее не подтверждают. Сравнение технических признаков нижнетагильской «Юдифи» с материалами по технике западноевропейской и русской живописи позволили расширить датировку. Кроме того, в докладе были представлены исследования конкретных фрагментов картин, дающие возможность понять особенности различий между копией и оригиналом, которые, как оказалось, в основном являются результатами старых реставраций.


Швец Элина Григорьевна, РГГУ, г. Москва
Роль и функциональное применение оптических приборов в художественных практиках

Говоря об изобразительном искусстве, начиная с XV в., можно предположить, что многие художники ставили перед собой задачу найти способ для оптимизации создания (выстраивания) первичного изображения будущей картины. Не все из художников эпохи Возрождения блестяще владели навыками геометрии и перспективного построения иллюзии пространства картинной плоскости. Но понимание того, что заказчик и зритель ждет от картины не просто заданного нарратива, но и «оптического обмана зрения» в изображении сценографии сюжета, было у всех работавших тогда художников. Именно тогда, в эпоху Возрождения, в эпоху великих географических открытий и сложилась практика использования вспомогательных приспособлений, всяких и всяческих технических устройств, и перспективных машин для рисования, которым посвящен доклад. На основе уже существующих измерительных и навигационных приборов художники и естествоиспытатели вновь и вновь предлагали модели устройств, для использования их в изобразительных практиках.


Дедюхина Полина Владимировна, МГУ, г. Москва
К вопросам визуальной литературы: специфика визуального языка в романах без слов Франса Мазереля и Линда Уорда

Доклад был посвящён особенностям визуального языка в романах без слов первой половины ХХ в. на примере двух знаковых художников: его основоположника Франса Мазереля и Линда Уорда, который способствовал распространению жанра в США. Роман без слов – жанр на стыке литературы и изобразительного искусства, появившийся в конце 1910-х гг.

Это произведение, выпущенное в книжном формате, состоящее из последовательности связанных сюжетно изображений, в котором полностью отсутствует вербальная составляющая.


Безматерова Юлия Николаевна, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, г. Москва
Галерея Василия Александровича Кокорева. К вопросу о локации и архитектурном облике. 1860-е гг.

Крупный предприниматель из среды старообрядчества, купец и видный общественный деятель Василий Александрович Кокорев на волне общего интереса к коллекционированию в России в середине XIX в. создает свою картинную галерею. Но, просуществовав всего несколько лет, она была на долгие годы забыта, и интерес к ней возрождается только в конце ХХ в. До настоящего времени не было известно точное месторасположение картинной галереи и ее архитектурный облик. Благодаря архивным данным, воспоминаниям современников и картам, автору доклада удалось установить, что картинная галерея В.А. Кокорева находилась на участке в Большом Трехсвятительском переулке, где в 1860-е гг. жил Василий Александрович. В ходе данного исследования удалось впервые представить примерное расположение экспозиционных залов, восстановить архитектурный облик по фотографии флигеля дома Морозовых, который был атрибутирован как здание галереи. Рассмотрение картинной галереи В.А. Кокорева в контексте времени и музейной практики, позволило охарактеризовать ее специфическую организацию и поразительную новационность организационного решения.


Черная Мария Петровна, ТГУ
Галеева Тамара Александровна, УрФУ
Заключительное слово