Археологические исследования Вязьмы крайне важны, так как письменные источники о ранней истории города сообщают крайне мало. Известно лишь, что Вязьма отсутствует в подробном перечне населенных пунктов Смоленского княжества первой половины – середины XII в. (уставная грамота кн. Ростислава и др.); впервые упомянута в родословце XVI в. (малодостоверный источник) в 1239 г., а в 1299/1300 г. упомянута летописью. При этом в 1299 г. Вязьма была уже столь значительна, что войско вязьмичей смогло помочь снять осаду Дорогобужа, которую вел смоленский князь.

Раскопки 1973 и 1988 гг. (общая площадь 100 кв.м) Т.В. Сергиной на восточной оконечности Соборного холма позволили выдвинуть гипотезу, что поселение здесь возникает в XII–XIII вв.
В 2017 г. на западной половине Соборного холма были проведены более значительные работы в связи со строительством «религиозно-просветительского центра» РПЦ. В рамках этих работ было заложено два раскопа (общая площадь около 180 кв.м) и проведены наблюдения на остальном участке строительной площадки, где не затрагивались древние слои.
Установлены следующие факты. Чехол культурного слоя, покрывающий западную половину Соборного холма, имеет мощность 2,5–3,5 м. Нижняя часть этого слоя – влажная, в нём сохраняется органика. Подстилающая культурный слой погребенная почва имеет признаки хозяйственного использования в раннем средневековье (огород, распашка). В погребенной почве прослеживаются следы ещё более древней деятельности человека в бронзовом веке (неолите?). Найдена серия кремневых пластин и лезвийная часть каменного проушного топора. Древнейшие находки, относящиеся к эпохе Средневековья, датируются домонгольской эпохой. Это два шиферных пряслица и небольшая серия стеклянных браслетов и керамики, типичных для XII–XIII вв. Место обнаружения этих находок – поверхность погребенной почвы на возвышенном участке холма. Пока нельзя решить вопрос о том, было ли на Соборном холме поселение уже в это время, или это лишь отдельные вещи, принесенные сюда чуть позже.
Основной керамический материал из древнейшего слоя датируется XIII–XIV вв. Первые результаты радиоуглеродного анализа серии образцов из этого слоя указывают также на XIII в. Важная информация ожидается по образцам спилов бревен жилых и погребальных конструкций (более 50 образцов), сохранившихся во влажном культурном слое.
На начальном этапе жизни города в центре западной части холма находилась церковь (в раскоп не попала), окруженная свободным пространством, где постепенно расширялось кладбище. На краях холма существовала жилая застройка – прослежены срубы и частокольные канавки оград. В числе находок в этой жилой зоне – статусные серебряные вещи – подвески, перстни, бусина.
Кладбище на холме имело планировку рядами. Все погребенные были захоронены по христианскому обряду на спине в ритуальной кожаной обуви без вещей и крестов в деревянных гробах, сделанных из дубовых досок, скрепленных специальными деревянными планками-стяжками. Над могилами лежали намогильные дубовые доски шириной до 75 см. Некоторые мужские погребения имели намогильные доски двускатной формы «домиком». Антропологический анализ останков обещает дать интересный материал, характеризующий условия жизни, питания, физический облик древних жителей города XIV–XV вв.
В XV в. западная часть холма подверглась тотальному пожару, после чего кладбище было заброшено (церковь – перенесена?). Поверх намогильных плит была проложена широкая (до 5 м) улица, замощенная тонкими бревнами. В XVI–XVII вв. мощение улицы обновлялось 4 раза, и один раз существенно менялась её ориентировка. Между слоев уличного мощения также прослеживались слои пожаров. На мостовой и рядом с ней встречены фрагментированные сильно потертые серебряные монеты – денарий великого князя литовского Витовта начала XV в., пражский грош Вацлава IV, бытовавший весь XV в., русская копейка XVII вв. (определение В.В. Зайцева).
По краю площадки холма прослежены остатки деревянных оборонительных стен XVI–XVII вв., сделанных из клетей-городен, заполненных внутри глиной.
В середине – второй половине XVII в. уличная планировка исчезает. Поверх уличного мощения ставятся деревянные постройки. В одной из них возле развала печи была обнаружена редкая находка – цветочный горшок-кадка больших размеров (диаметр 60 см), что может служить косвенным указанием на нерядовой статус владельца постройки.                                                                                                                       

Н.А. Кренке, И.Н. Ершов, Ю.О. Данилов, В.А. Раева


Рис. 1. План Соборного холма Вязьмы с археологическими раскопами: фиолетовый – 1973 г., красный – 1988, зеленый – 2017 г. (темно-зеленый – участок, изученный до материка). Розовый – участок планируемой застройки.


Рис. 2. Раскоп 4 на уровне кладбища XIII–XV вв.


Рис. 3. Раскоп 4 на уровне улицы XVI в.


Рис. 4. Раскоп 4 на уровне улицы XVII в.


Рис. 5. Находки из Вязьмы: вверху – вещи XIII–XIV вв. из основания культурного слоя; внизу – кремневые отщепы и каменный топор из погребенной почвы


Рис. 6. Цветочный горшок-кадка из верхнего горизонта культурного слоя.