Группа ученых из Института археологии РАН, НИЦ «Курчатовский институт» и других научных организаций впервые провела генетический анализ останков из могильников кобанской культуры, датированных в промежутке между IX и V в. до н.э. Анализ палеоДНК по митохондриальным и Y-хромосомным гаплогруппам подтвердил генетическую преемственность культур древнего Кавказа и её связь как с древними, так и с современными народами, населяющими этот регион. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.

«Кобанская археологическая культура, которая считается связующим звеном между культурами бронзового века и современными этническими группами на Северном Кавказе, до сих пор не изучалась генетически. Наши данные позволяют глубже понять происхождение и генетическое разнообразие северокавказских общин на рубеже бронзового и железного веков и показывают, что население, оставившее памятники кобанской культуры, имеет преемственность с другими древними и современными этническими группами Кавказа», — сказал руководитель исследования, заведующий отделом теории и методики ИА РАН, доктор исторических наук, профессор РАН Дмитрий Коробов.


Бронзовые предметы из могильника Заюково-3. Фото А. Кадиевой (ГИМ) и С. Демиденко (ИА РАН)

Для исследования были отобраны костные останки 14 представителей кобанской археологической культуры. Пять из них были получены из погребений могильника Клин-Яр-3 в окрестностях современного Кисловодска во время раскопок 1994–1996 гг., и девять — из комплекса археологических памятников возле села Заюково в Кабардино-Балкарии, который систематически изучается с 2014 г. совместной экспедицией Государственного Исторического музея и Кабардино-Балкарского государственного университета при участии Института археологии РАН.

В лаборатории НИЦ «Курчатовский институт» из зубов и костей были выделены образцы палеоДНК, которые использовались для идентификации материнской и отцовской гаплогрупп – групп, которые объединяют людей, имеющих общего предка с одинаковыми мутациями в ядерном или митохондриальном геноме.

Анализ древней ДНК индивидов из захоронений кобанской археологической культуры выявил преобладание нескольких митохондриальных и Y-хромосомных гаплогрупп, распространенных в древней Европе и на Кавказе.

Основные гаплогруппы Y-хромосомы, полученные исследователями, являются общими для Кавказа и Европы в период железного века: E1a2a, G2a1a, R1b и R1a.

Гаплогруппа G2a1a, которая в настоящее время широко представлена у осетин, балкарцев, карачаевцев и сванов, обычно ассоциируется с ближневосточными и европейскими неолитическими культурами. Особенно интересно, что эта гаплогруппа ранее была обнаружена при исследовании погребённых в Т-образных катакомбах, которые традиционно соотносятся с аланами, населявшими Предкавказье и Северный Кавказ в период с I по начало II тысячелетия, что может говорить об их генетической связи с предшествующим населением кобанского мира.

Гаплогруппы R1a и R1b обычно ассоциируются с индоевропейскими миграциями и ранее описывались у скифов и сарматов. На сегодняшний день эти гаплогруппы вместе с гаплогруппой E1a2a идентифицированы у современных северокавказских этнических групп – балкарцев, карачаевцев, даргинцев, лезгинов и абхазов. Таким образом, генетические исследования подтвердили теорию о скифском влиянии на кобанскую культуру, которая до настоящего времени была основана исключительно на археологическом материале.

Гаплогруппы митохондриальной ДНК людей, которые были захоронены на кладбищах Клин-Яр-3 и Заюково-3, относятся к H20a, J1c, N, HV1, T1a, H1e, W5a, R6, I1 – группам, которые ранее были обнаружены как у древних, так и современных этносов Северного Кавказа.


Места раскопок погребений кобанской археологической культуры (1 – Клин-Яр 3; 2 – Заюково-3)

Среди погребённых выделяется индивид из могильника Заюково-3 с редкой HV митохондриальной гаплогруппой, которая проникла в Европу через территорию Кавказа после последнего ледникового максимума (26,5–19 тыс.л.н.) и в неолите (10–3 тыс.л.н.). Также этот человек отличался необычным генетическим происхождением и по отцовской линии — гаплогруппа Y-хромосомы этого экземпляра D1a2a1 широко описана в Восточной Азии.

«Дальнейшие исследования древних митохондриальных и ядерных геномов кобанской, сарматской, аланской и других древних культур Кавказа и их сопоставление с ДНК современных народов, населяющих Северный Кавказ, позволят уточнить гипотезы об их происхождении и генетическом наследии у представителей современных этносов», — полагает Дмитрий Коробов.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований (проекты №№ 18-00-00398 и 18-00-00399).

Историческая справка

Своё название кобанская археологическая культура получила по селению Верхний Кобан (территория современной Северной Осетии), возле которого в середине XIX в. впервые были обнаружены захоронения с бронзовыми предметами этой культуры. Позже на территории современных Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной и Южной Осетии, Чечни и Грузии были обнаружены и исследованы другие памятники этой культуры — могильники и поселения. На сегодняшний день известно, что представители кобанской археологической культуры жили по обе стороны Главного Кавказского хребта в период между поздним бронзовым и ранним железным веками, с XIII по IV в. до н.э. На северо-западе кобанцы соседствовали с меотами, на юге – с представителями колхидской культуры. На севере соседями кобанцев были сначала представители срубной культуры, позже кобанские племена тесно взаимодействовали со скифами и сарматами, влияние которых прослеживается в кобанской культуре c VIII по IV в. до н.э. Кобанские племена знали скотоводство, земледелие и прекрасно владели технологиями металообработки.

Кобанская культура рассматривалась многими исследователями как автохтонная культура Северного Кавказа. Считалось, что кобанская культура сыграла важную роль в формировании некоторых современных народов Северного Кавказа, но прямых доказательств ранее получено не было.


Новость в СМИ

РИА Новости

ТАСС Наука


На сайте PHYS.ORG