В мае-июне 2021 г. экспедиция Института археологии РАН под руководством Л.А. Беляева провела археологические раскопки в зоне, входящей в состав ГИМа и Покровского собора, у памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Работы требовались для установки реставрационного павильона. Они были обширны (151 м2), но проектная отметка углубления составляла всего 25–108 см от поверхности. Несмотря на это, историко-культурные результат оказались заметными.

  
Работы на площадке вокруг памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, май 2021 г. Общий вид

Во-первых, на значительной части раскопа открыты две мостовые начала XIX в. Они лежат в разных уровнях и отличаются характером кладки. Мостовая 1 – из валунного “кругляка” и похожа на паркет: прямые линии крупных (25–30 см) булыжников образуют квадраты, внутри них тем же камнем выложены диагонали, а промежутки образовавшейся сетки плотно заполнил мелкий (7–12 см) булыжник. Камень уложен прямо на грунт. Мостовая 2 – из колотого камня, плотно уложенного на высокую песчаную подушку. Возможно, это первая каменная мостовая Красной площади в новое время (1804 г.?), а «паркетная» относится к времени после пожара 1812 г., когда центр города был полностью реконструирован по проекту О.И. Бове. До сих пор эти мостовые считались полностью утраченными и встречались лишь небольшими участками, но они (особенно более поздняя) хорошо видны на ландшафтных гравюрах 1820–1850-х гг., первых фотографиях 1850–1860-х гг. и даже на снимках ранних военных парадов советской эпохи.

    
Фрагменты мощения-2 (1814-1818 гг.?): слева – вид с юго-запада; справа – вид с северо-запада

Мостовая Красной площади в XIX–XX вв.:
слева – «Вид Торговой (Красной) площади». Гравюра И. Л. Деруа по рис. О. Кадоля; альбом «Виды Москвы», Париж, 1825);
в центре – Красная площадь в 1856 г. (фотография);
справа – Парад велосипедистов на Красной площади. 1924 год. Фото: Аркадий Шайхет (1898–1959)

Во-вторых, совершенно неожиданно эта эпоха оказалась соединена с древним периодом Москвы. Как известно, памятник Минину и Пожарскому был передвинут на его нынешнее место в 1931 г. Как оказалось, его гранитный постамент покоится на мощном монолитном фундаменте, бутом которого служат вторично использованные архитектурные детали из белого камня (известняк). Среди простых квадров обнаружено много профилированных (отмечена база колонны, капитель, полуколонна), и даже из деталей с резным декором классического стиля, включающего карниз из дентикул с иониками (овами) и листьями (стреловидными «лавровыми» и аканфом). Эти камни относятся к разным зданиям, могут датироваться в рамках XVI–XVIII вв., а некоторые, несомненно, принадлежат эпохе правления Ивана III, его сына Василия, а вероятнее всего – внука, Ивана Грозного. Для этой забутовки, предположительно, использован строительный материал разобранных в 1920-х гг. построек Московского Кремля. Аналогами может служить резьба Покровского собора Александровой слободы середины XVI в., ремонтных частей великокняжеского дворца в Кремле второй половины XVI и XVII в. и др.

  
Верхний ряд фундамента (1930–1931 гг.) памятника Минину и Пожарскому: профилированные камни в забутовке (вторичное использование)

Неожиданным оказался и состав находок, собранных между мостовыми и в верхних сантиметрах едва затронутого культурного слоя. В нем много фрагментов керамической посуды, причем крупные куски характерной для Москвы курганной керамики восходят к XII–XIII вв. По-видимому, они вынесены на поверхность еще до XIX в., при строительстве одного из тех зданий, руины которых перекрывают мостовые (они тоже отмечены при раскопках). Остальные находки связаны с историей Покровского собора (фрагменты архитектурных изразцов) и с бытом Красной площади XVI–XIX вв.

 
Резные камни, вторично использованные в фундаменте 1930–1931 гг.: слева – карниз с дентикулами, иониками, аканфом и «стрелками»; справа – фрагмент карниза с иониками и аканфом. XVI в.?

Находки передаются в филиал ГИМа, музей собора Покрова на Рву. Ожидается продолжение исследований по мере развития проекта реставрации. Поставлен вопрос о воссоздании на участке памятника Минину и Пожарскому близкой к установке памятника (1818 г.) мостовой с наборным булыжным декором.

Л.А. Беляев, И.И. Ёлкина, О.Н. Глазунова

Новость в СМИ:
mos.ru