Изучение местонахождений петроглифов Сикачи-Алян на р. Амур и Шереметьево и Кия на  р. Уссури сотрудниками Центра палеоискусства Института археологии РАН под руководством д.и.н. Е.Г. Дэвлет в 20132017 гг. позволило дополнить корпус изображений новыми уникальными антропоморфными и зооморфными образами, а современные методы документирования с использованием RTI-съёмки (многоугловой теневой фотосъёмки) и фотограмметрии — расширить представления об особенностях изобразительной традиции и природном контексте.


Сикачи-Алян, пункт 2

Сикачи-Алян — памятник наскального искусства под открытым небом, включённый в предварительный список наследия ЮНЕСКО. Петроглифы Сикачи-Аляна представляют собой большой комплекс наскальных изображений, сосредоточенных в шести пунктах по правому берегу Амура между сёлами Малышево и Сикачи-Алян, в 60 км к северо-востоку от г. Хабаровска. Почти все петроглифы выполнены на отдельно лежащих базальтовых валунах, и лишь небольшая их часть в пунктах 3 и 4 выбита или вырезана на вертикальных скальных выступах цокольных террас. Это единственный в мире памятник наскального искусства, компоненты которого находятся в постоянном движении под действием вод р. Амура, особенно в период ледохода, когда глыбы льда переворачивают прибрежные камни, в результате одни изображения пропадают из поля зрения, другие появляются.


Шереметьево

 Петроглифы Шереметьево расположены на правом берегу р. Уссури (правый приток Амура), между сёлами Шереметьево и Кедрово, в 130 км к юго-западу от г. Хабаровска. Ранее здесь было известно три пункта петроглифов, сосредоточенных на вертикальных скальных базальтовых обнажениях коренного правого берега реки, а в период с 2001 по 2014 гг. было обнаружено еще 5 пунктов с изображениями на отдельно лежащих валунах.


Ортофотография верхней плоскости камня с изображением лося, построенная по результатам фотограмметрической съёмки, Сикачи-Алян

Киинские петроглифы локализованы на вертикальном скальном обнажении, сложенном из темно-серого базальта, в излучине правого берега р. Кия (приток р. Уссури), в 60 км к югу от г. Хабаровска.

Эти уникальные памятники являются неотъемлемой частью исторического и природного ландшафта. Они относятся к Амуро-Уссурийской провинции наскального искусства, для которой характерны антропоморфные (личины и фигуры), зооморфные, орнитоморфные петроглифы; имеются и прочие изображения: змеи, лодки, оружие и абстрактные фигуры (знаки, простые и концентрические окружности, ямки-лунки).


Изображение личины на схождении граней валуна; трёхмерная модель валуна, Сикачи-Алян

Местонахождения петроглифов открыты интенсивному природному, а в последние годы и усилившемуся антропогенному воздействию. Невозможно достоверно реконструировать, сколько местонахождений наскального искусства сохранилось, а сколько было утрачено в панораме тысячелетий вследствие деструктивного природного воздействия. Результаты мониторинга состояния памятников демонстрируют, что из 652 петроглифов, учтённых за разные годы работы на памятниках Амуро-Усурийской провинции, в настоящее время недоступно (утрачено или пропало из поля зрения) 265, что составляет более 40 процентов всего корпуса источников. Это драматическое обстоятельство придаёт особое значение проведению регулярного мониторинга состояния памятников, а архивные данные с прорисовками и публикации по петроглифам Амура и его притоков становятся бесценными, когда оригиналы утрачены. Сопоставление разновременных архивных материалов и данных исследований последних лет, анализ изменений экологической обстановки и влияния различного рода факторов позволили оценить сохранность, степень и интенсивность разрушений древних изображений.


Процесс фотограмметрической съёмки верхней плоскости камня 63 с изображением лося, Сикачи-Алян

Широкий временной диапазон существования петроглифов (от эпохи камня до средневековья), обширные этнокультурные параллели с традиционной культурой современных народов Приамурья и широкие трансокеанские аналогии, исключительная выразительность художественных образов, уникальный природный контекст делают дальневосточные памятники наскального искусства неповторимыми, имеющими мировое значение.


Трёхмерная модель камня 65; топографическая модель области с изображением лося на камне 65, Сикачи-Алян